Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Разговор из вечности

19 мая 2019 года

Икона святого нужна для того, чтобы настроиться на молитвенное общение с ним; поразмышлять о его жизни, пропустить ее через свое сердце. Икону можно написать красками или выложить в виде мозаики. Можно прочитать его житие, которое называют словесной иконой. А возможно ли показать икону при помощи художественных средств театра? Именно это и делает ПТО «МiР» в своем спектакле «Сестры».

Напомним, что спектакль «Сестры» стал лауреатом XX Московского международного фестиваля школьных театров «Русская драма», который проходил в столице с 30 апреля по 6 мая. Также коллектив успешно выступил 10 мая на XIII Пасхальном театральном фестивале в Санкт-Петербурге, где в этом году места не присуждались. 

Андрей Грунтовский, член жюри XIII Пасхального театрального фестиваля в Санкт-Петербурге:

Понятно, как ставить Островского, Чехова, других драматургов, но как работать с таким материалом? Наверное так, как в монастыре во время трапезы читают жития святых. В спектакле «Сестры» со сцены прозвучали жития новомучеников, и зрители почувствовали монастырский дух. Я еще не видел, чтобы кто-то на профессиональной театральной сцене поставил бы житие. Это сложно, я понимаю… Здесь не привычная драматургия XX века, это — агиография, жития мучеников. И тут должны быть свои театральные приемы, которые православный театр находит и воплощает. В этом, наверное, самый главный успех спектакля «Сестры».

Наталия Савельева, член жюри фестиваля в Санкт-Петербурге:

– Часто, когда художники обращаются к теме репрессий, весь мрак и ужас того времени осознанно подчеркиваются и выдвигаются на первый план. От этого обычно остается тягостное впечатление. Казалось бы, по-другому и быть не может. Но, оказывается, может. И спектакль «Сестры» чудеснейший, талантливейший пример этому. На протяжении всего спектакля на сцене господствует удивительная атмосфера надмирности, он пропитан дыханием веры, хранившей души сестер от ненависти, отчаяния и озлобления даже в самые тяжелые периоды жизни. Эта атмосфера со сцены переходит и в зрительный зал. Во мне как в зрителе ни на мгновение не возникло чувства ненависти, злобы, осуждения мучителей.

«Стяжи дух мирен» это огромная победа спектакля и (пусть прозвучит громко) победа в сегодняшнем театральном искусстве. Мирный дух был на сцене и обильно изливался в зрительный зал. Признаюсь, я нахожусь в полнейшем потрясении от того, что это возможно сделать на сцене. Для меня это абсолютное диво. Постановка спектакля – невероятно красивая, гармоничная. Удивительно, но в нем полностью отсутствует действие, по сути – это житийное повествование...

Ирина Семенчук, художественный руководитель ПТО «МiР»:

– Мы ищем новый театральный язык, и нам важно делиться тем, что мы делаем с единомышленниками, которых не так уж и много. Нам очень дорого, что зритель хорошо принимает этот спектакль, и его мы играем больше, чем какой-либо другой. К нам обращаются в отзывах «дорогие сестры», невольно отождествляя актеров с героями.

Наши девочки очень трепетно и внимательно относятся к своим ролям, они чувствуют ответственность перед зрителем. Они спросили меня, откуда у нас деньги на поездки. Я ответила, что часть средств пожертвовали зрители на спектаклях, часть – добрые люди, и мы во время общей молитвы перед едой поминали их имена.

Для меня были важны не награды и регалии, а мнения критиков, которые отсматривают много спектаклей. Не все из них разглядели, что в нашем спектакле разговор ведется из вечности. Поэтому сестры выходят на сцену не в той последовательности, в которой они пришли в монастырь. Первым на сцене появляется тот, кто первым умирает. Монахини умерли в преклонном возрасте, а их играют девочки. Это образ душ сестер, а души не имеют возраста. Поэтому актрисы бесшумно двигаются по сцене, в носочках. Они в светлых платьях как Христовы невесты, и нет двух одинаковых платьев, как нет одинаковых душ. И образ сада неслучаен...

Нас спрашивали: «Зачем вы так подробно говорите о смерти, рассказывая кто как умер?» Но ведь встреча со Христом это – главное событие и итог жизни сестер. Практически нет спектаклей о монашеской жизни. И для меня самое радостное, что монашествующие приняли этот спектакль как свой, как правду о подвиге русского монашества.

Член жюри XX Московского международного фестиваля школьных театров иеромонах Серафим (Петровский) сравнил спектакль «Сестры» с иконой, где не мы смотрим на дивеевских сестер, а они смотрят на нас. А одна монахиня московского подворья Дивеевского монастыря сказала: «Я знаю, что такое дело не бывает без искушений. Но вы держитесь и не бросайте спектакль несмотря ни на что. Он нужен людям...» Удивительно, что разные люди нам пожелали одно и то же – чтобы как можно больше зрителей увидели этот спектакль.

– Наталия Савельева, член жюри фестиваля в Санкт-Петербурге:

– Веру в Бога невозможно показать. Крестные знамения, поклоны и изображения молитв – это еще не вера. Вера в Бога – это жизнь, и спектакль «Сестры» – о жизни, о жизни по вере. Я очень счастлива, что увидела этот спектакль. Уже сразу по его окончании я поймала себя на мысли, что хочу увидеть его еще и еще раз...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.