Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Человек эпохи возрождения Русской Церкви

27 января 2020 года

Елена Кашева (Березина): «Пусть его картины наконец увидит широкий круг людей...»

Биография игумена Афанасия (в миру Андрея Владимировича Тихонова) до его прихода алтарником в только что освященный храм Всех Святых г.Сарова Нижегородской области совершенно обычна. Родился 16 января 1960 г. в городе Арзамасе-16 (прежнее название закрытого города) Горьковской области в семье сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ. Учился в средней школе № 20 и детской художественной школе, поступил в Горьковское художественное училище, которое окончил в 1984 году. Вернулся в родной город. Работал бутафором в местном театре драмы, краеведческом музее, учителем ИЗО и черчения в средней школе №17. Женился, воспитывал сына Глеба. Писал картины, которые уходили в частные музеи по всему миру.

6 февраля 1992 года в Сарове освятили престол первого храма, и будущий отец Афанасий стал здесь алтарником. После смерти супруги Ирины подвизался послушником Санаксарского монастыря, с 1995 года состоял на послушании в Успенской церкви г. Темникова. 28 октября 1995 года был рукоположен епископом Саранским и Мордовским Варсонофием во диакона и священника. Меньше, чем через год - 2 августа 1996 г. - принял монашеский постриг в Санаксарском монастыре. И почти четверть века служил в Мордовии: в ставшей родной Успенской церкви г. Темникова, Пурдошках, Старом Городе, Старом Ковыляе, Лесном Ардашеве, Барашеве (приход и больничная зона), Чумартове.

В 1999 году отец Афанасий окончил Саранское духовное училище, в 2005 году – Нижегородскую духовную семинарию.

Художественное образование отца Афанасия всегда было востребовано Церковью: северные врата храма Всех Святых, западные врата Троицкого и Спасо-Преображенского соборов Серафимо-Дивеевского монастыря, проекты первых иконостасов в этой обители.

В селе Пурдошки восстанавливал разрушенный в годы советской власти кладбищенский храм в честь святых апостолов Петра и Павла. В первый же год служения застелил полы итальянской плиткой, провел печное отопление, первый иконостас облицевал мрамором, чуть позже создал второй иконостас, украшенный резьбой, двое металлических врат со скульптурными барельефами.

В эти годы, когда церковную утварь можно было приобрести с большим трудом, почти все работы выполнял сам: роспись храма, реставрацию икон, сварку и золочение подсвечников, спроектировал ограду вокруг храма. Успевал помогать другим: по проекту отца Афанасия созданы, к примеру, два иконостаса в Санаксарском монастыре.

Несмотря на большую загруженность, отец Афанасий не расставался с живописью. В конце 1990-х много читал о святых новомучениках и исповедниках Церкви Русской, печалясь, что у большинства из них нет именных икон. У многих даже фотокарточек не сохранилось. Отец Афанасий по благословению старцев-схимников взялся «составить» иконы нескольких новомучеников российских, опираясь в работе на каноны и лучшие образцы русской иконописи.

Обращает художник свой взор и на исторические темы, осмысляя как события давно минувших лет, так и недавние. К примеру, в картине «Князь Игорь. Моление о граде заблудшем» игумен Афанасий размышляет о судьбе блгв. князя Игоря (в крещении Георгия, в иночестве Гавриила) Черниговского и Киевского. Св. Игорь к княжению не стремился, связывая свое будущее со служением Богу, но оказался вовлеченным в политическую распрю в борьбе за престол Киева, потерпел поражение, был пленен, посажен в поруб, где тяжело заболел. После освобождения принял монашеский постриг, но тихая монашеская жизнь не уберегла его от ярости людской. Князь был убит. С именем блгв. князя Игоря Черниговского и Киевского связано явление иконы Игоревской Божьей Матери, почитаемой православными христианами всего мира. Отец Афанасий запечатлел один из самых драматических моментов жизни князя Игоря Ольговича: преданный сторонниками, оболганный, он блуждает на коне по болотам Киева и молится о людях и городе, втянутом в войну, а над ним распростерла руки Пресвятая Богородица, как надежда на спасение верных своих.

Невероятно сильным является и картина «Станция особого назначения. 1918 год». Царская семья следует в ссылку на Урал. Она еще живет надеждой на освобождение, но в глазах будущего страстотерпца Николая II уже видно смирение с грядущей смертью. А вчерашний иконописец безропотно выводит на стене лозунг новой власти. И ничего нельзя изменить. Но одни примут мученический венец, а другие отрекутся от Бога.

С ноября 2016 года игумен Афанасий находится за штатом по состоянию здоровья. Он продолжает совершать богослужения в селе Чумартове, где в храм (опять же с помощью отца Афанасия) была переделана обычная деревенская изба. В свободное время отец игумен пишет портреты близких и друзей, натюрморты, наслаждается красотой обыденных цветов, светом.

А для нас, тех, кто на протяжении многих лет духовно окормляется у отца Афанасия, большая радость, что его картины наконец увидит широкий круг людей. Пусть свет, который таится в глубине каждой картины, прольется на многих. Ибо Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Елена Кашева (Березина): «Пусть его картины наконец увидит широкий круг людей...»

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.