Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Об итогах учебного года, планах и первом выпуске

29 мая 2020 года

Интервью с директором Саровской православной гимназии Наталией Суздальцевой.

— Наталия Владиславовна, чем запомнится прошедший учебный год?

— Этот год был, наверное, таким же сложным, как и первый год, когда только открылась наша гимназия. И мне как директору удалось пережить его без потерь для здоровья только благодаря прекрасному началу года. Участие гимназистов в Патриаршем богослужении и освящении Успенского собора Саровской пустыни, в молебне с владыкой и губернатором, выигранный грант на проект, посвященный Ефрему Строителю, насыщенные поездки с детьми в Тулу и Гороховец — эта духовная подпитка дала мне силы на весь год.

Сложный период был в ноябре-декабре, когда администрация гимназии выдержала пять проверок: Роспотребнадзора, Минобразования, пожарной и налоговой служб, а также Синодального отдела образования и катехизации.

Трудно идет строительство нового спортивного зала на территории гимназии. Сначала попался недобросовестный подрядчик, и мы пожинаем плоды этого, а теперь из-за пандемии идет задержка работ, т. к. строители не могут въехать в город. Не уверена, что мы построим его к 1 сентября.

Из приятного — в этом учебном году было 10-летие Серафимовских чтений. Они прошли хорошо. Правда, пришлось убрать одну секцию, чтобы ограничить общее количество участников — больше людей мы уже не можем принять. География участников по-прежнему расширяется, также мы удерживаем количество участников от муниципальных школ. В основном, это начальная школа, много дошколят. (прим. – За проведение Серафимовских чтений директор гимназии Н. В. Суздальцева была удостоена специальной премии конкурса «Серафимовский учитель»).

Вынужденный прорыв

Сложностью стал неожиданный переход на дистанционное обучение. Я отнеслась к этому как к новой игре, квесту: «Ну хорошо, давайте поиграем». Конечно, я как директор образовательного учреждения не решилась бы нести ответственность за качество знаний детей за четвертую четверть по всем предметам. Естественно, следующий год нужно будет начать с повторения того, что изучали.

Учителя сделали все возможное, но такой формат подходит далеко не для всех детей. На сегодняшний день к нему готовы единицы.

Конечно, большой минус — это катастрофическая нагрузка на здоровье, на зрение и детей, и учителей. Дети плохо снимают свои работы, если распечатать фото, вообще ничего не разобрать. А проверка на экране компьютера сильно утомляет педагога. Ошибки на фотографии не исправишь, их надо описывать словами, объяснять, в каком слове у кого какая ошибка. Учителя старались это делать, но в случае большой нагрузки педагога это физически невозможно. Например, как Елена Ивановна Шаронова, которая преподает английский язык во всех классах гимназии, может каждому ученику сделать разбор работы?

А среди плюсов можно отметить то, что уровень компетенции использования информационных технологий вырос как у родителей, учителей, так и у детей. Случился «вынужденный прорыв». До этого ничто не могло заставить учителей использовать компьютерные технологии в полную силу – ни курсы повышения квалификации, ни семинары. Но жизнь заставила, и они за неделю научились работать на всех образовательных платформах, в соцсетях и создавать интерактивные продукты.

Удивительно, но некоторые дети, которые в классе были более медлительными, чем другие или у них рассеивалось внимание и они выпадали из урока, вдруг оказались королями дистанционного обучения. Они самыми первыми присылали задания, и все — на пятерки. Для таких и нужно дистанционное обучение, но у нас в Законе об образовании такой формы обучения не существует. Дистанционное обучение является лишь образовательной технологией. А некоторые ребята, наоборот, сильно скатились в учебе. Например, ученик, оставшись наедине с компьютером, пока родители на работе, все время играл и не мог себя заставить заняться уроками.

— Есть мнение, что в четвертой четверти было не дистанционное обучение, а попытка провести удаленно обычное обучение.

— Да, то, что было, дистанционным обучением не назовешь. У нас достаточно много учеников не использовали информационные технологии, а просто работали по учебнику и присылали домашние задания. Но были и учителя, которые только на платформе ZOOM все объясняли ученикам и требовали, чтобы дети присутствовали на онлайн-уроках.

Образовательные платформы облегчают труд учителя тем, что автоматически проверяют работы учеников, объективно подсчитывая процент выполнения задания. Это хорошая подготовка к выпускным экзаменам ЕГЭ и ОГЭ, и я бы хотела пользоваться этим при проведении контрольных и самостоятельных работ. Бумага не тратится, на платформах можно почитать теорию, посмотреть видеоуроки. Поэтому я не согласна с теми, кто видит в дистанционном обучении одно зло. Это просто один из инструментов, и большинство детей хорошо ориентируются в нем. Мы, взрослые, в этом вопросе отстаем от детей.

Я не понимаю тех родителей, у которых дети играют на компьютере и сидят в соцсетях, но они ополчились против образовательных платформ. Или сами родители «живут» в соцсети, потому что компьютер — их рабочий инструмент, но заявляют: «А мой ребенок не будет!» Некоторые мотивировали это отсутствием технических средств, хотя мы всем, кому надо, предлагали ноутбуки из кабинета физики. Спрашивается, где тут логика?

Экзамены онлайн

В этом году мы проводили экзамены по православным предметам онлайн. Во время экзамена по латинскому языку в 6 классе был щадящий вариант, в виде заполнения Google-анкеты, опрос занял три часа. А экзамены по церковнославянскому языку в двух седьмых и по древнегреческому — в 8 классе — проходили в ZOOMе и длились около пяти часов. Каждому выделили время экзамена, за полчаса до него высылали билет с вопросами, ученик готовился и выходил на связь. Мы с отцом Владимиром находились за компьютером в гимназии, а два других экзаменатора — за своими домашними компьютерами. За 40-минутную конференцию мы успевали опросить двух учеников. Если бы экзамены проводились как обычно, то мы бы задавали ребятам больше вопросов, а тут — все было расписано по времени. Однажды у нас в гимназии «вылетел» интернет на час, но остальные экзаменаторы продолжили опрос учеников.

Как преподаватель церковнославянского языка я очень довольна тем, как подготовились дети. Они отвечали очень хорошо, при этом глядя в камеру. Рассказывали наизусть псалмы, читали, переводили, выполняли грамматические задания — даже сверх того, что от них требовалось. Много пятерок. Экзамены по церковнославянскому языку стали итоговыми за три года, по латыни и древнегреческому — за два года учебы, и в последнюю четверть шло только повторение.

Некоторые дети, чьи родители отказались от обучения на образовательных платформах, тоже захотели сдавать экзамен в ZOOMе. Я сказала: «Нет. Это же нечестно. Вы не посещали онлайн-уроки и консультации. Да и родители написали заявление, что вам это вредно. Поэтому приходите в школу».

— Наталия Владиславовна, что будет, если пойдет вторая волна пандемии?

Я считаю, такие события будут теперь происходить периодически. Поэтому надо быть к этому готовыми и уметь переключаться с одного вида обучения на другое.

Многие отнеслись к этому не как к трагедии, а как к новой игре и включились в нее. Посмотрите на творчество детей. Сколько мы провели онлайн концертов, конкурсов и акций! Сколько дети сняли видеороликов! Количество просмотров странички сообщества ВК «Саровская православная гимназия» за неделю выросло на 589 %! Действительно, там есть что посмотреть! Детям было интересно снимать и монтировать видеоролики, потому что это был новый формат, и они многому научились.

Во время дистанционного обучения учителя в несколько раз больше общались с родителями. Мы переписывались с ними каждый день, выкладывали информацию в беседах классов. Допустим, ребенок что-то не сдал, пишешь, и родители реагируют моментально — к вечеру уже все есть! А раньше, бывало, родители не видят запись в дневнике и, пока не позвонишь, сдвига нет.

Нужно родительское собрание? Дружно выходим в ZOOM и проводим видеоконференцию. Оперативно решаем вопросы, и на это уходит меньше времени, чем раньше, на обычных родительских собраниях. Точно также — гораздо оперативнее — проходили совещания педагогов. Конечно, минус это — постоянная привязка к компьютеру. У меня подключение ко всем беседам, и везде что-то постоянно пишут. Хотя когда закончился учебный год, и ученики начали выходить из бесед, у меня неожиданно возникло чувство сожаления: «Куда же вы, ребята, давайте еще поиграем!»

У меня был к этому интерес как к некому новшеству. А так, конечно, я категорически против, чтобы у нас обучение было дистанционным. В начальных классах это вообще недопустимо. Вводить элементы дистанционного образования можно не раньше седьмого класса. Это возможно для тех детей, которые сами умеют выстраивать свои образовательные маршруты; для часто болеющих учеников или имеющих другие проблемы со здоровьем; для детей с особенностями развития. Но для тех детей, которые зависимы от компьютера и не могут себя организовать, дистанционное обучение — большой вред.

Летние каникулы — не для всех

— Будут ли в гимназии летом проводиться какие-то работы?

— Мы написали три гранта на конкурс «Серафимовская школа служения», где используются бережливые технологии, на общую сумму три млн рублей. Первый проект это — изменение гардероба, второй — библиотеки, а третий — входной группы и центральной рекреации плюс устройство развивающей среды. Это стенды, посвященные истории Саровского монастыря и батюшке Серафиму, по которым можно будет проводить квесты и экскурсии. Если мы хотя бы один грант выиграем, это нужно будет реализовать очень быстро, в течение лета.

Также в православных гимназиях Нижегородской епархии вводится единая школьная форма, и нам предстоит переход на новый централизованный механизм ее приобретения. Для мальчиков — форма без изменений. И для девочек она практически не изменится, потому что за образец взяли похожую на нашу форму серой расцветки. Сейчас в ателье Нижегородской епархии разрабатывают лекала для 1-4 и 5-11 классов с учетом разных типов фигур, поэтому родители пусть не переживают на этот счет. Конечно, сложность в том, что Нижний Новгород далеко, чтобы ездить туда на примерку, а первую партию школьных форм сошьют уже к августу. Вторая партия — ожидается к 1 октября. Поэтому те, кто сразу не заказал форму, рискуют получить ее только в октябре. В ателье рекомендуют заказывать форму навырост. У нас в штате гимназии есть швея — Нина Алексеевна Пилипчук, и если надо, она бесплатно подгонит форму по фигуре. Не исключено, что ателье епархии не справится с таким большим объемом работы, и в этом году обошьет только нижегородские гимназии, а нас — на следующий год. К началу июля все станет понятно, поэтому до этого не спешите шить детям форму.

Как директор я сталкиваюсь с недовольством некоторых родителей по этому и другим вопросам. Но стоит не забывать, что мы — частное образовательное учреждение, здесь решения принимает учредитель. Он создал это учреждение и его видение — первично.

Следующее трудное дело, которое предстоит этим летом — переход на свой собственный автономный пищеблок. Существует распоряжение: всем православным гимназиям сделать это к 1 сентября. С одной стороны, это дает возможность улучшить качество питания, ввести постное меню, но, с другой стороны, во время периодов пандемии и дистанционного обучения кто будет содержать поваров, ведь их зарплата складывается из тех денег, которые родители платят за питание детей? Это никак не связано с платным образованием, но только с улучшением услуги предоставления питания. Для того, чтобы выйти на самоокупаемость пищеблока, дети должны питаться в школе.

По новым ФГОС

— Какие еще изменения предстоят в новом учебном году?

— Как и во всех других школах, наши десятиклассники будут учиться по новым ФГОС, у них будут индивидуальные учебные планы. А, поскольку у некоторых детей желания совпадают, мы планируем (если согласует Отдел образования епархии) открыть три подгруппы: физико-математическую, химико-биологическую и гуманитарную. У каждого ученика максимальное число часов в неделю — 37, из них 25 часов — совпадают.

Десятиклассники будут углубленно изучать русский и английский языки для сдачи ЕГЭ. Эти дети первыми будут сдавать обязательный экзамен по английскому языку. У всех будет новый предмет «Метапредметный проект», его будет вести учитель математики Наталия Вячеславовна Турова. За два года ученики должны будут сделать научную работу в выбранной ими области. Остальные 12 часов набираются по-разному для каждой подгруппы. Например, для гуманитариев физика и химия уже закончились.

— Зачем нужна столь ранняя специализация?

— Это — требование ФГОС СОО. Но при всем желании невозможно в 37 часов учебного плана вместить пять уроков физики и пять — литературы. Да и дети этого не хотят, они выбирают то, что им интересно. Возможно, кто-то уйдет, и мы будем делать добор учеников. Чтобы открылся 10 класс, в нем должно быть не менее 15 человек.

— Получается, школа все-таки оказывает образовательные услуги?

— Да. Ведь в Законе об образовании ничего не изменилось.

Треть выпускников — медалисты!

— Какие успехи в учебе показали выпускники?

— Из 18 выпускников у нас шесть медалистов. Если в целом среди выпускников православных гимназий Нижегородской митрополии 20 процентов медалистов, то у нас — одна треть. Объективно, у нас 11 класс самый сильный в гимназии, в них все учителя очень много вложили. На сегодняшний день медали не зависят от результатов ЕГЭ, поэтому нынешним медалистам повезло. Так бы им пришлось сдавать все предметы ЕГЭ не меньше, чем на 70 баллов. Точно так же повезло и девятиклассникам, у которых отменили экзамены. В 9 классе у нас четыре отличника. Кроме того, если в прошлом году гимназисты завоевали одно призовое место на региональном туре Всероссийской олимпиады школьников, то в этом году у нас уже два призовых места и один победитель. Также два года подряд наши старшеклассники становятся победителями и призерами школьных Харитоновских чтений.

— Что будет с выпускными вечерами?

— Пока не знаю. До 15 июня мы должны выдать аттестаты выпускникам 9 и 11 классов, но о проведении выпускных вечеров в июне пока говорить рано. Если город централизовано будет проводить праздник для выпускников, как это было в прошлые года, то, конечно, мы к нему присоединимся. Пройти по площади с моими первыми выпускниками – это была моя мечта все эти 11 лет.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.