Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Научиться различать внешнее и внутреннее

11 ноября 2020 года

О церковной жизни в период пандемии мы побеседовали с протоиереем Владимиром Кузнецовым, старшим клириком храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.

– Батюшка, что на ваш взгляд изменилось в Церкви во время коронавирусной эпидемии?

– Церковь в значении института веры не претерпела никаких изменений, по слову Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Определенным трансформациям подверглись наши привычки, связанные с церковью. Но важно понимать, что внешние изменения не отражаются на внутреннем содержании. Например, при благословении священник может преподать крест для целования, а может возложить его на голову человека, что сейчас и рекомендуется делать. Но смысл действия – благословение – не меняется от формы подачи. Во время соборования помазание раньше проводилось кисточкой, а сейчас – одноразовой ватной палочкой; после причастия теперь не целуют основание чаши; платы чаще стирают и меняют, лжицу обрабатывают спиртом и протирают после каждого причастника и т. д. Все эти меры принимаются с целью максимально обезопасить прихожан. Не нужно бояться такого рода изменений, к ним нужно спокойно отнестись как к вынужденной необходимости для укрепления наших сил и здоровья.

– Как реагируют прихожане на введение противоэпидеомиологических мер в церкви?

– Здесь ситуация непростая. Не всем хочется выполнять, что требуется. Да и по одному и тому же вопросу есть разные мнения даже среди священников. Считаю правильным следовать призывам Святейшего Патриарха и правящего архиерея. У нас люди привыкли к определенным внешним выражениям веры. Естественно, что при введении на начальном этапе жестких ограничений, когда невозможно было посещать богослужения, у многих начались проблемы даже не столько духовного, сколько дисциплинарного характера.

Посмотрите на пример Китая, где правительство приняло комплекс мер безопасности, а население откликнулось четким выполнением всех правил. Там пандемия отступила в короткие сроки. Уже даже создан музей в Ухане, где наглядно показано преодоление эпидемии. Почему они добились успеха? На мой взгляд, объяснение просто: китайцы очень дисциплинированный народ. Представьте, что некоторые пребывали в самоизоляции по нескольку месяцев! Многим же из нас хочется позволять себе все и всегда. Нам нужно учиться вникать в суть происходящего, быть дисциплинированными и думать о последствиях своих действий.

– В обществе эмоциональный спектр реакций на происходящее расходится от панического «мы все заболеем и умрем» до абсолютного отрицания и теорий заговора. Как относиться к сложившейся ситуации верующему человеку?

– Мы действительно все умрем, это ни для кого не секрет. Рано или поздно. Мало того, святые отцы учат: «Помни час смертный и вовек не согрешишь». Наша жизнь отчасти оттого и полна страхов, что проходит несобранно, расслабленно, без памятования о смерти. Многое делается по привычке даже в духовной жизни: мы привыкли ходить в храм, причащаться, молиться – все это у нас как само собой разумеющееся. Но вот нам говорят, что нельзя идти в храм, и рушится привычка. Многие святые были подолгу удалены от Церкви, лишены исповеди и причастия, тем не менее они вели духовный образ жизни, пребывая в постоянной молитве и сокрушении о своих грехах. Вот на что надо ориентироваться. Паники быть не должно.

Другая крайность – так называемые ковид-диссиденты, не желающие слышать любые доводы. Нам нужно остерегаться впадать в крайности и, с одной стороны, не бояться, а с другой – не искушать Бога. Из святого Евангелия мы помним, когда сатана приступил к Христу, искушая Его броситься с крыши храма, Господь ответил: «Сказано: Не искушай Господа Бога твоего». Нужно бояться не смерти, а греха. Подходить ко всему с трезвым рассуждением и заботиться не только о себе, но и о ближних.

– Как поступать человеку, если родственники препятствуют ему посещать богослужения, считая храм очагом распространения инфекции?

– Заразиться можно в любом общественном месте, храм – не исключение. Все возможные меры предосторожности у нас соблюдаются (дезинфекция поверхностей, проветривание, ношение масок, обработка рук, дистанцирование и прочее), и мы надеемся, что присутствие человека на богослужении не будет опаснее для его здоровья, чем посещение любого другого общественного места, например, магазина. Мы должны молиться о том, чтобы Господь и Ангел-Хранитель уберегли нас от опасности, при этом сами выполняя рекомендации врачей и полагаясь на Господа, ведь на все воля Божья. А с родственниками нужно постараться найти разумный компромисс. Если они не ходят в храм, а у вас есть такая потребность, нужно договариваться. Может быть, сократить количество посещаемых вами богослужений, но при этом попытаться найти слова и объяснить, что это важно для вас. Успокоить их, что вы соблюдаете все меры предосторожности, стараясь не подвергать себя опасности заражения. С одной стороны, лишний раз не раздражать своих родных, а с другой – не поступаться совсем своими духовными потребностями.

– Как быть пожилым людям, которых призывают сейчас не посещать богослужения?

Сейчас рекомендуется ограничить посещение церкви людям в возрасте старше 65 лет. Не упираться нужно, а прислушаться. Что советует священноначалие? Молитесь дома! Домашняя молитва в данных условиях не менее ценна, чем в храме. Изданы специальные молитвословы для домашнего чтения с добавлением молитв «во время губительного поветрия», включающие в себя и правила, и каноны, и акафисты. Вспомним подвиги преподобных Марии Египетской и Серафима Саровского, которые молились вдали от храма. Эти примеры призваны нас приободрить. Унывать и отчаиваться не нужно! Стоит ли переживать о том, что мы перейдем из временного состояние в вечное? Не переживать надо, а думать о том, как прийти туда правильно — через веру, молитву и покаяние, делая верные шаги с помощью Божьей.

– Чему должна научить нас ситуация с пандемией?

– Научить ценить то, что нам дано. Ведь наши здоровье, благополучие и сама жизнь — все это дар Божий. Важно учиться извлекать уроки из трудных ситуаций, делать выводы для себя, меняться. Очень хорошо, что многие люди стали помогать другим в этой непростой, стрессовой для всех ситуации. Волонтеры – замечательные люди, берущие на себя заботу о ближних. Это и есть исполнение Божьей заповеди о любви к ближнему. Также нельзя забывать о своих родных. Бывает, мы ссоримся по пустякам, не довольствуемся какими-то жизненными обстоятельствами, придираемся вместо того, чтобы потерпеть, поблагодарить Бога. Ведь все, что мы имеем, есть милость Божья. Как говорил батюшка Серафим: «Не унывайте, радости мои, бодрствуйте, спасайтесь, венцы таковым готовятся в Царствии Небесном!» Если мы все перенесем с верой в Бога, терпением и любовью к ближним, то Господь нам воздаст по вере и по делам нашим в Царствии Божием.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Валентины Царапкиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.