Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Бог открывается тому, кто идет к Нему навстречу

2 декабря 2020 года

Поздравляем активного прихожанина храма Всех Святых Сергея Анатольевича Крюкова, который 2 декабря отмечает 50-летний юбилей.

Сергей трудится как в РФЯЦ-ВНИИЭФ инженером-конструктором, так на православном приходе. Пять лет был алтарником, 15 — преподавал в воскресной школе. В настоящее время возглавляет трехгодичные православные курсы для взрослых и преподает на них, а также является штатным катехизатором — помогает людям подготовиться к принятию Таинства Крещения. И родился Сергей в день памяти просветителя и святителя Филарета Московского.

В «Православном Сарове» не раз публиковали интервью с Сергеем как с руководителем курсов и катехизатором. Но в этот раз мы побеседовали с юбиляром о жизни и его приходе к вере. Как оказалось, мы, прихожане, очень мало знаем друг друга. Но когда мы делимся личным опытом, мы укрепляемся в вере.

Мы рассматривали дорогие сердцу фотографии 1990-х годов. Праздники воскресной школы, крестные ходы и поездки в монастыри. Кого-то уже нет в живых. Такие фотографии, сделанные на «мыльницу», можно увидеть в семейных архивах многих прихожан. Это история возрождения православия в Сарове.

Детство в Эстонии

К вере меня, конечно же, Господь привел. Мои родители были неверующими. Мама — горьковчанка, отец — из Кировской области. После окончания Горьковского политеха они по распределению поехали в г. Нарву (Эстония) на завод «Балтиец», относящийся к Минсредмашу. Мама всю жизнь проработала инженером-конструктором, а отец со временем перешел в отдел режима, и затем — в органы госбезопасности. Он был партийным и перед распадом СССР занимал ответственный пост начальника КГБ Кохтла-Ярвеского района. А там в д. Куремяэ находится Пюхтицкий Успенский женский монастырь.

Я бывал в нем в раннем детстве и любовался красотой. Там впервые я увидел, как люди молятся, и меня это изумило, потому что в нашей семье никогда подобного не видел. Помню, как лет в пять ко мне вдруг пришла отчетливая мысль, что я когда-то умру. Эта мысль меня очень взволновала. Я не мог найти на нее ответа и у родителей не спросил, потому что мы такие вопросы никогда не обсуждали.

Когда в 1991 году распался Советский Союз, мой отец принял мудрое решение вернуться в Россию и подал рапорт. В Эстонии его вполне могли посадить в тюрьму, потому что в годы перестройки он достаточно жестко, хотя и в рамках закона, противодействовал эстонскому национализму.

В республике были районы с преимущественно русским или эстонским населением. В советское время никто эстонцев не обижал, как теперь пытаются представить. С их же стороны национализм был всегда, но как бы под спудом. Я учился в русской школе, и там же были ребята, имеющие наполовину эстонское происхождение. Полукровки не шли в школы для этнических эстонцев, опасаясь плохого к себе отношения.

Впоследствии я узнал, что в годы Второй мировой войны много эстонцев шли добровольцами в СС. Из них была целиком сформирована 20-я гренадерская дивизия Ваффен-СС, запятнавшая себя карательными акциями и уничтожением мирных жителей. Но в наше время они почитаются в Эстонии как герои войны. Впрочем, эстонцы так же добровольно воевали и в составе Красной Армии. В школьные годы мы ездили убирать картошку в местечко Синимяэ. В годы войны там проходили ожесточенные бои, поля были усеяны гильзами и осколками снарядов…

После школы я год поработал, и со второй попытки поступил в Ленинградский политехнический институт. А отца перевели сначала в Нижний Новгород, и в 1992 году — в Саров.

Перед отъездом из Эстонии отец неожиданно предложил мне креститься. Я тогда был студентом 3 курса. Оказалось, что сам он был крещен в детстве, в реке, старообрядческим священником, но до этого никак свою веру не проявлял. Он относился к Церкви с уважением, но воспринимал ее как идеологического противника. Спустя много лет он даже смеялся над парадоксом: «Я читал студентам лекции по марксизму, а мой сын преподает церковные дисциплины!»

Крестик от игумении Варвары

Отец ездил по служебным делам в Пюхтицу, общался с матушкой игуменией, которую очень почитал. Игумения Варвара (Трофимова) возглавляла монастырь 43 года. Ее благословил на монашество прп. Серафим Вырицкий. Она в юности ходила к нему пешком из Лужского района Ленинградской области. Матушка имела огромное обаяние и подход ко всем людям, не делая различия между начальниками и простыми паломниками. На всех она производила неизгладимое впечатление.

Пюхтицкий монастырь считался образцовым, туда даже приезжали иностранцы. Так получилось, что он вообще не закрывался. Перед войной его не успели разогнать, так как Эстония вошла в состав СССР только в 1940 году. Во время немецкой оккупации монастырь также был действующим, и после войны Сталин распорядился его не трогать, чтобы не вызывать возмущение в народе. Когда в начале 1990-х годов начали открывать женские монастыри, пюхтицкие монахини становились в них игумениями, поэтому матушку Варвару прозвали «игуменией всея Руси». Кстати, настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) также из Пюхтиц.

Матушка Варвара стала моей крестной. Я верой не горел, но был не против, поскольку уже пришел к мысли, что Бог в этом мире есть. Мы с утра поехали в Пюхтицу, матушка нас очень тепло приняла. Меня крестил духовник обители архимандрит Гермоген (Муртазов). На крещении присутствовали только мои родители. Мне запомнилось, как он, совершив Крещение, задумался, зажав свою бороду в кулак, и велел подождать его, не уходить. Вскоре батюшка вернулся с книгой протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», и благословил меня этой книгой. Я тогда не понял, к чему это, осознал уже спустя много лет. Неслучайно про батюшку была поговорка: «Отец Ермоген, как рентген...»

Матушка Варвара пригласила нас к себе в покои, покормила и подарила мне огромную кучу православных книжек, которые тогда было не достать. Среди них три толстенных тома Толковой Библии А. Лопухина — репринтное издание с полным толкованием Ветхого и Нового Заветов, которым я пользуюсь до сих пор; православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова); конспект по нравственному богословию; Библия для детей и многое другое. До сих пор ношу крестик, который на меня надела матушка Варвара.

Непреодолимое действие Бога

Время было трудное, страна разваливалась. В Питере процветал криминал, бандитские разборки со стрельбой. Глядя на все это, я сильно унывал. Тогда я начал читать подаренные книги и постепенно склоняться к вере. Никто меня за руку не вел, но по благословению архимандрита Гермогена и матушки Варвары через эти книги меня по жизни повел Сам Господь. Может, оно и к лучшему, зато я отчетливо понял, что Бог действует в мире и может привести человека к вере даже без помощи других людей.

Впервые я начал молиться при следующих обстоятельствах. Когда меня сильно мучили греховные желания, я по наитию открыл тоненький молитвослов, прочитал молитву Святому Духу «Царю Небесный...» и почувствовал, как греховное желание буквально отскочило от меня. Это настолько поразило! Как будто передо мной приоткрылась завеса духовного мира, и я узнал, для чего нужна молитва. Я понял, что в этом мире за ум и душу человека идет жестокая духовная борьба. Так вот зачем нужны Церковь, молитва, внутренняя христианская жизнь. После этого я стал искать храм, куда можно пойти.

Кто-то сказал, что на Пионерском проспекте есть действующая старая деревянная церковь, и я поехал туда. Долго добирался на метро, потом на трамвае. Вошел в нее и сразу почувствовал, что я попал на небо. Я не знал на память ни одной молитвы, не понимал богослужения, не догадывался о существовании исповеди и причастия, но ощутил такое действие благодати, что мне казалось — еще немного, и я взлечу. Время от времени я приезжал туда, вставал в уголок и, ничего не понимая, напитывался огромной благодатью, которой мне потом хватило на долгие годы. Действие Бога в моей жизни — это было что-то непреодолимое!

Кроме этого храма я бывал еще в Александро-Невской лавре. В те годы в Питере храмы обычно стояли заколоченные или их использовали под склады. А спустя пару лет после окончания института я навестил родной политех и увидел, что в нем восстановили Покровский храм. На месте той самой аудитории, где была военная кафедра, располагалась пусковая установка ЗРК С-150, и нас учили на зенитчиков!

Духовный эксперимент

В те годы, в начале 90-х, в метро было много нищих. Однажды я спускался по эскалатору и внизу увидел дедушку, просящего милостыню. Я тогда почитывал Евангелие, и вдруг вспомнил слова Христа из Нагорной проповеди: «Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять, не отвращайся» (Мф. 5, 42). До этого я если и подавал, то просто из жалости к человеку, никак не связывая это с исполнением заповеди. А тут я захотел проверить слова Господа. Провести «духовный эксперимент» и посмотреть, что из этого получится. В кармане у меня была монета, на которую вполне можно было поесть. Я эту денежку ему положил и вскоре забыл.

Дело было на пятом курсе. Нас вывезли в область на военные сборы и месяц мы жили в воинской части. А в это время прошла т. н. «павловская реформа», когда крупные дензнаки объявили недействительными. Я вернулся в студенческое общежитие, а у меня в кошельке — именно те купюры, которые Павлов отменил. Кушать хочется, а в кармане пусто. На сберкнижке что-то было, но в кассу не пробиться, т. к. очередь несколько раз огибала здание сберкассы, говорили, что стоять нужно день-два. Я сидел в комнате голодный, не зная, что делать. Вдруг меня осенила мысль, как будто кто-то подсказал. Я взял книгу с полки, пролистал, и между страницами вдруг нашел мелкие денежные купюры. И в тот самый момент я вспомнил дедушку, которому подал милостыню в метро. Это меня так поразило! Найденная сумма позволила мне продержаться три дня, пока поток народа в сберкассу не схлынул, и я смог спокойно обменять деньги.

Как-то раз я ехал в сидячем вагоне из Санкт-Петербурга в Москву и моим соседом оказался молодой верующий парень. Мы доверительно разговорились, и он сказал: «Как интересно у тебя в жизни получается. Крестился в Пюхтице, сейчас попал в Саров. Наверное, это не просто так...»

На первом месте работа с людьми

Я закончил институт и приехал к родителям в Саров. Устроился на работу на завод № 3 и начал ходить в недавно открывшийся в городе храм Всех Святых. Когда первый раз пришел в воскресенье (весной 1994 года), рядом с храмом стояла машина скорой помощи. Приоткрыл дверь с южной стороны здания, увидел, что народ плотно стоит стеной, закрыл дверь и пошел домой. Я даже растерялся, потому что на тот момент в Питере храмы были полупустые.

Посещая храм, я скоро понял, что мне надо всерьез расстаться с греховной жизнью и исповедоваться. Сейчас я убежден, что если бы не пришел к вере, то по своим грехам вряд ли долго прожил. Первая исповедь была у отца Владимира Алясова. А потом начал служить молодой отец Герман Здоров, который вызывал у меня большое доверие, и я смог ему все рассказать, что тяготило душу. Когда я вышел с той исповеди, было ощущение, что с меня свалилась каменная глыба. Я как на крыльях летал. Потом впервые причастился, и с тех пор стараюсь жить христианской жизнью.

Познакомились с отцом Александром Брюховцом, тогда еще просто мирянином, Сашей. Он настойчиво уговорил меня преподавать в воскресной школе. Приходская жизнь в 1990-е была очень насыщенной и интересной. Сколько сил и энергии мы вложили в ее становление!

Однажды к приезду Святейшего Патриарха мы убирали территорию на Дальней пустынке, где тогда еще не было ни домика, ни часовни с навесом. Лопатами раскапывали изнутри колодец на р. Саровке, который занесло песком. Внезапно хлынул сильный ливень, но мы продолжали трудиться, потому что до прибытия Святейшего оставалось мало времени. Многие из нас в тот момент приуныли. «Ничего, — вдруг сказал Алексей Федоров. — Зато батюшка Серафим на Страшном Суде за нас помолится...» На сердце сразу стало спокойно, и эта фраза запомнилась мне на всю жизнь.

Я ходил на православные курсы к Алексею Федорову, они проходили в деревянном домике у храма Всех Святых. Отец Герман слушал и комментировал каждый наш доклад. Я поражался обширности его познаний и удивительной интуиции. Его присутствие нас вдохновляло. Батюшка понимал, насколько курсы нужны прихожанам для укрепления веры. Как важно не только проводить богослужения, но и общаться с людьми.

Мой нынешний опыт работы с людьми показывает, что в 90 % случаев православные путаются в основах веры, им катастрофически не хватает знаний. Люди могут десять лет ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но не знать, например, что Бог это — Святая Троица; кто такой Иисус Христос, в чем цель христианской жизни и что ожидает человека после смерти...

С 1995 года я преподавал в воскресной школе Закон Божий, Введение во храм, историю Церкви. Вел уроки в нескольких классах. Наполняемость классов была по 20-25 человек, и каждый класс делился на младшую и старшую подгруппы. Еще я был куратором класса и с телефона не слезал, потому что в воскресной школе постоянно проходили какие-то мероприятия. Вскоре меня познакомили с моей будущей женой Ольгой, она вела у детей церковное пение.

Вымолил хорошую жену

Однажды в Санаксарском монастыре я попал на исповедь к схиархимандриту Питириму (Перегудову). Батюшка спросил: «Сережа, а почему ты не женишься?» Когда старец освободился, пригласил меня в келью, много беседовал о супружеской жизни и дал особое молитвенное правило, чтобы Господь послал хорошую жену. Батюшка не знал, когда это произойдет, но заверил, что будет обязательно, если выполнять, что он велел. И через три года, когда случилась встреча с Олей, понял сразу: «Это она!»

Через полгода сделал Ольге предложение, сначала она согласилась, но вскоре ее начали одолевать сомнения. Тогда решил повезти ее в Санаксар и познакомить с отцом Питиримом. А чтобы сообщить об этом, пригласил прогуляться. И вот, представьте, на пересечении улиц Силкина и Александровича мы встретили старца Питирима, который стоял и кого-то ждал (батюшка иногда приезжал на лечение в Саров). Старец благословил нас на супружескую жизнь, хотя мы ничего об этом не говорили. Сомнения развеялись, и вскоре мы поженились. Духовником нашей семьи стал отец Герман.

По воскресным дням мы с женой на автобусе приезжали рано утром на службу, с собой в большой сумке привозили магнитофон для занятий в воскресной школе, а уходили только в 14 часов. Ничего не ели. После рождения ребенка Оля ушла из воскресной школы, а я продолжал нести это послушание.

Под крылом отца Германа

В 1997 году я поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Проучился там 10 лет, пока получил диплом бакалавра теологии. Первые три курса шел без отставания. Мы учились вместе с отцом Германом, дружно сдавали работы и ездили на сессии. Потом он перевелся в Нижегородскую духовную семинарию. А у меня родились двое младших детей. Я алтарничал, преподавал в воскресной школе и на курсах для взрослых, заочно учился в ПСТБИ и работал. Не знаю, как выдержал, сейчас бы и десятой части не потянул. Господь давал силы.

Очень тяжело переживал кончину отца Германа в 2011 году. Теперь за духовным советом обращаюсь к иерею Максиму Поздову из с. Большое Череватово. Господь действует через священников, вкладывает им в уста, что нужно сказать человеку в данный момент. Это особый дар духовничества.

Веру детей надо защищать

В нашей семье трое детей, старшие девочки уже студентки, а младший сын — школьник. Очень важно не терять с детьми контакт. И когда в их жизни наступит трудный момент (а это случится рано или поздно) или их будет донимать какой-то вопрос, им захочется обратиться к родителям.

Хорошо, когда родители являются для детей авторитетом, могут помочь советом, в том числе и в вопросах религии. Ко мне дети не раз обращались в тот момент, когда их вера колебалась и требовала поддержки. Вера современного молодого человека находится под постоянной угрозой, и ее надо защищать. Даже если ребенок учится в православной гимназии, все равно со стороны сверстников он будет слышать искусительные вопросы. И мне богословское образование очень пригодилось, чтобы помочь детям отстоять свою веру.

Когда я провожу огласительные беседы с родителями и крестными младенцев, всегда говорю им: «В молитве «Символ веры» есть слова: «Верую во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь...» Станет ваш ребенок подростком, придет к вам и спросит: «Вы говорите, что настоящая церковь в православном храме, а сектанты говорят, что настоящая церковь — у них. Почему я должен верить вам?» И вы от ребенка не отмахнетесь, не скажете: «Иди в церковь, там тебе объяснят», потому что такие вещи решают в семье. Если вы не знаете ответа, то он зайдет в Интернет, а там много чего написано. Поэтому ваша задача как крестных и родителей — все объяснить ему...»

Если у людей нет личного опыта поиска истины и прихода в Церковь, понятно, что для них это сложно. А ведь православному человеку уже недостаточно знать только свою веру, но нужно иметь представление и о других религиях. В современной молодежной, музыкальной культуре много терминов, заимствованных из индуизма, буддизма, движения Нью Эйдж. Ребенок сталкивается с этим. Ему нужно помочь разобраться в новых понятиях и доказать, почему Истина все-таки в православии. Для этого надо иметь целостную картину мира, уметь сравнивать идеи, доходчиво аргументировать свою точку зрения. Не бывает книжки с ответами на все вопросы ребенка. Приходится отвечать самим.

Персоны
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото из семейного архива

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.