Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Ненужный» предмет нужно… полюбить. Советы ученикам и их родителям

7 октября 2021 года

Евгений Александрович Гнатенко, кандидат философских наук, преподает в Саровской православной гимназии логику и древние языки. Предметы — довольно экзотические. Наверняка у учеников и их родителей возникают вопросы, зачем мы их учим. Может быть они не нужны? Слово учителю!

— В школьные и студенческие годы я точно так же, как и нынешние школьники, делил предметы в школе на нужные и ненужные. Уже потом я перерос это предубеждение, сама жизнь научила меня, что предметов ненужных не бывает. Но, я знаю, некоторые родители так и продолжают настраивать своих детей не тратить время на предметы, которые им в жизни не пригодятся. Я сам таким был, поэтому мне понятна эта позиция. Но то, что естественно в юности, не должно оставаться без изменения у взрослых людей, у которых шире кругозор, а за плечами — жизненный опыт.

Давайте посмотрим на мою любимую дисциплину — логику, которую я каждый год убеждаю учить и школьников, и когда-то — студентов. Говорю: «Раз у нас логика в программе, то давайте воспользуемся шансом!» В советской системе образования ее изучали только юристы, философы и математики. Начиная с 1990-х годов логика стала более распространенным предметом, но все равно каким-то факультативным, хотя больше логичности в жизни нам не помешало бы. Некоторые родители говорят: «Мы прожили жизнь без логики, и ничего». Конечно, можно без многого обойтись. Были и у нас когда-то времена массовой неграмотности, и тогда люди как-то жили, трудились, создавали семьи. Но это же не повод призывать не учиться читать-писать! Другие говорят: «Мы учили логику в вузе, ничего не поняли, как-то сдали экзамен, и больше она нам в жизни не пригодилась». Но как можно давать оценку предмету, которым ты не владеешь как следует? Точно так же если человеку подарят велосипед, а он не умеет на нем кататься, то окажется, что велосипед для него бесполезен…

Иногда родители считают, что ребенок не способен охватить все. А как же в советское время был способен? Ведь тогда мы сдавали выпускные экзамены по шести разным предметам. Жалуются на то, что дети живут в условиях переизбытка информации, много времени проводят в интернете. Конечно, соцсети отвлекают, но зато если ты захотел чему-то научиться, интенсивность обучения в разы больше, чем раньше. Говорю это как профессиональный учитель. Однажды я нашел в интернете замечательный ролик, и мы с сыном по нему за зиму научились жонглировать, причем, десятью разными способами! Убежден, если пользоваться информационной средой во благо, то можно освоить десять школьных программ, а не одну.

Из физиков в гуманитарии

Я беседую с ребятами и вижу, что у большинства из них неопределенность выбора профессии сохраняется до 11 класса. Лично я уже в шестом классе решил, что хочу поступать на физфак МГУ, но при этом не замыкался только на физике и математике. Мы с друзьями много читали, любили уроки труда. Считаю одной из самых больших потерь современной школы то, что их не стало, и теперь наши дети на уроке технологии заняты «теорией». В старших классах нас готовили к будущим профессиям, мы умели работать на всех типах станков, я закончил школу с водительскими правами. Меня даже заставили подтянуть физкультуру на «4», чтобы я смог получить серебряную медаль. Не было такой зацикленности, как сейчас: «Учим только то, что сдаем на ЕГЭ». Существовала разносторонность образования, и я об этом ничуть не жалею.

В школе и университете я больше всего занимался физикой, но после пятого курса физфака перевелся на третий курс философского факультета. Как я это мог предвидеть в школе?! И тут я остро ощутил дефицит гуманитарной подготовки. Я много читал, но, как оказалось, для гуманитария — мало. Я думал, что хорошо знаю английский язык. Оказалось, что недостаточно, другие знают по нескольку языков. Мы начали учить древнегреческий и латынь, и я вцепился в это с огромной радостью. Думал: «Наконец-то я ликвидирую свою безграмотность!» В классических гимназиях Европы продолжают учить древние языки. Для философа, историка, любого гуманитария это — базовый уровень знаний. В духовных семинариях учат еще и древнееврейский язык, и никто не жалуется.

Жизнь сложилась так, что я много лет в Луганском университете преподавал философию, социологию, логику. Когда же переехал в Саров, меня позвали в православную гимназию преподавать… древнегреческий и латинский языки! Полученные знания пригодились через 20 лет! И не только знания. Внутри сохранилась любовь к этим предметам, ведь античная и христианская история и культура связаны с этими языками. С какой радостью я формировал эти курсы, готовился к занятиям! Завел переписку с филологами, посылал свою программу на рецензию… Кстати, мой старший сын также сначала учился на физфаке МГУ, а потом перевелся на филфак, теперь его профессия — прикладная лингвистика. Как же школьник или студент могут легкомысленно заявлять, что им тот или иной предмет не понадобится?

Все предметы — интересные

Ответственные родители, желая обеспечить поступление в вуз своему ребенку, оплачивают репетиторов, а школой зачастую пренебрегают. Но ведь если добросовестно работать на уроках и выполнять домашние задания, можно получить массу знаний. Еще в студенчестве меня поразил сокурсник, который в обычной школе великолепно выучил английский язык. Мы почему-то считаем, что это невозможно. В школе дети учат язык много лет, но спустя рукава и почти не веря в результат. Учителя стараются, но один из учеников спит, другой — думает о своем, третий считает, что этот предмет ему не нужен...

Я, например, со школьной скамьи безумно люблю географию. А в Сарове в прошлом году всего трое выпускников сдавали ЕГЭ по данному предмету… При нынешнем подходе это означает, что другие старшеклассники ее просто не учили. Получается, мы возвращаемся во времена недоросля Митрофанушки и госпожи Простаковой, которая заявляла, что знать географию это не барское дело. Может стоит вместо «не нужно» говорить «не интересно»? А если тебе география не интересна, может, дело не в ней, а в тебе самом или в натянутых отношениях с учителем? Нередко бывает, что из-за этого страдает ни в чем не повинный предмет, ребенок просто забрасывает его. Тут родители должны разъяснить ребенку, что происходит, помочь ему искренне помириться с учителем.

Еще один пример из жизни. Я советовал своим выпускникам, которые усиленно занимались физикой и математикой, не пренебрегать русским языком. Это — массовый экзамен, поэтому он не может быть слишком сложным, и получить один балл в ЕГЭ по этому предмету проще, чем по физике и математике. Так и вышло у одного из учеников. И хорошо сданный ЕГЭ по русскому языку помог ему поступить туда, куда он мечтал. А ведь кому-то об этом не сказали, и ученик думает, раз он физик, то ему не нужен русский язык… Хотя и физику стыдно быть неграмотным. Я вот уже дважды сходил на «Тотальный диктант», чтобы поддерживать себя в тонусе. Первый раз написал на тройку, а второй — на пятерку, мне даже грамоту вручили. Любой может сказать ребенку: «Иди, учи русский!» А когда твое слово подкреплено делом, думаю, оно действует по-другому.

По-моему, все предметы — интересные. Но я считаю, чтобы хорошо знать предмет, нужно его полюбить. Хоть немножко, хоть за что-то. Такой подход должен быть естественным именно для христианской семьи.

Учиться с помощью Божией

Впервые я об этом поговорил с пятиклассниками, у которых веду латинский язык. Я сказал: «Если вы не полюбите предмет, вы его знать не будете. Поэтому придумайте, за что вы любите этот предмет...» Я поделился с детьми, что когда в исторических романах натыкался на латинские фразы и рыцарские девизы, меня завораживало, что это можно прочесть и понять. И свой первый учебник латыни я купил сам, еще в школе. Честно пытался начать его учить, хотя увлекался в то время физикой и другие варианты для поступления в вуз даже не рассматривал. При этом моя классная руководительница говорила: «Женя, ты — журналист», а я тогда любил паять радиоприемники… Ее слова я вспомнил, когда два года работал в «Литературной газете». Как она это могла предвидеть?

Хочется сказать родителям: «Не формируйте у детей предубеждение к тем или иным предметам. Не присваивайте себе прерогативу высших сил, которые ведут вашего ребенка по жизни. Ведь мы не можем знать наперед, что им понадобится. Не обкрадывайте их, пусть тянутся к знаниям».

Для меня все сказанное тесно перекликается с христианским взглядом на мир. Я ученикам говорил: «Если вы полюбите предмет, помните, что у нас в православии Бог есть любовь, а значит вы будете его осваивать с Божией помощью. А если не полюбите, то вы будете без Божией помощи пытаться, но ничего у вас не получится. Найдите за что полюбить предмет, и он станет из ненужного нужным, хорошим и полезным».

Одной женщине батюшка Серафим посоветовал сначала учить детей добродетелям, а уже потом иностранным языкам и наукам. Все правильно. Если ребенок возрастает в любви, то и новый предмет, который он встретит, воспримет с любовью, а не с желанием оттолкнуть. Без этого учеба не пойдет...

Очень жаль, что в молодом террористе, пермском стрелке, все школьные годы вызревала ненависть, как он сам об этом написал. Он не знал, что можно учиться с любовью... Но если на каждом уроке это культивировать, то ученик будет находиться в атмосфере любви. Это наша школьная ответственность.

Иногда поругаешь ученика, вроде за дело. А потом думаешь, не посеял ли ты в нем нелюбовь к своему предмету, не озлобится ли он? А если накопится обида за 11 лет учебы, то какой ядерный взрыв может произойти? В Прощеное воскресение батюшки просят у всех прощение. В школах такое не принято, хотя было бы неплохо завести традицию — просить прощение у классов, в которых ведешь уроки. Думаю, тогда в школе была бы другая нравственная атмосфера.

Так что нет ненужных предметов, есть нелюбимые. Нужно заставлять себя любить не только ближнего, но раз ты взялся учиться, то и школьные предметы. Мучительно высидеть 45 минут урока, когда все вокруг раздражает, это — пытка. Некоторые говорят: «Как я могу полюбить? Ведь сердцу не прикажешь». Но если бы это было невыполнимо, то как можно было бы исполнить заповедь «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего, как самого себя»? Нет, любовь - это не мимолетная эмоция, а серьезная и очень благодатная задача. Непросто, но решаемо. Найдите, друзья, за что полюбить предмет!

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.