Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Саров лучше заграницы

15 января 2010 года

 

 Интервью с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым)
во время приезда его в Саров 14 января 2010 года.

– Владыка, бывали Вы в этих местах раньше? Ведь Ваша деятельность больше была связана со служением Церкви заграницей.

Один раз я был в Дивеево в начале 90-х  годов, когда там еще только начиналась монашеская жизнь, а Саров был закрытым городом. К Сарову я пытался подъехать на машине, но одним из кордонов был остановлен. А ездил я сюда с иеромонахом Серафимом, который по национальности француз, но получил российский паспорт от президента Владимира Путина и является сейчас насельником Валаамского монастыря. Тогда он был насельником монастыря святого Иоанна Предтечи в Эссексе. Мы вдвоем с ним приехали из Москвы в эти места,  я был за рулем машины.

Дивеевская обитель только начинала возрождаться. Храм Троицкий был отреставрирован и только недавно были перенесены мощи преподобного. Конечно, то, что я увидел сейчас, очень впечатляет. Монастырь выглядит благоустроенным, ухоженным. Несколько сот матушек трудится и прекрасный монашеский хор поет. Все это очень радует и вдохновляет. Я с особенным трепетом посещаю места, связанные с жизнью нашего великого святого – прп. Серафима Саровского. Вы правильно сказали, что мне довелось много лет провести на Западе и я знаю, что из русских святых там, пожалуй, Серафим Саровский является наиболее известным. Его имя, его житие, рассказы о его жизни и, особенно, беседа с Мотовиловым, известны и в католической среде, и в очень широких христианских кругах. Действительно, это не просто всероссийский, это всемирно почитаемый святой. Таких немного: святитель Николай всемирно почитаемый, апостолы и святые древней церкви, а вот из святых нового времени аналогов такого почитания –  чтобы люди разных стран, разных возрастов, разных языков любили и почитали нашего великого преподобного старца – я не знаю. Конечно, особые чувства испытываешь, когда посещаешь эти места,  где стояла келия преподобного, когда видишь деревья некоторые из которых и он видел и мог прикасаться руками, когда видишь то место, где произошла знаменитая беседа с Мотовиловым, когда он раскрыл глаза не только ему, но и всему человечеству на цель христианской жизни. Показал, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа Божия. Это не какой-то отвлеченный или абстрактный концепт, а это то, что может произойти с живым человеком. Когда, он преобразился на глазах Мотовилова (что прекрасно отражено  иконе, которую мы сейчас видели в храме  Св. Духа) это было явление всему человечеству, явление преображенного человека, который достиг такой степени соединения с Богом, что своим телесным естеством способен преображаться как сам Господь Иисус Христос преображался на Фаворе. Вот эти замечательные события вспоминаются здесь и для меня очень радостно, что я оказался в этих местах в день памяти прп. Серафима  и сумел соприкоснуться с этими очень дорогими, думаю, для всякого русского сердца местами.

– Когда любой верующий человек совершает паломническую поездку, он как бы испрашивает особых молитв у святого на какое-то дело. В Вашей новой работе есть ли какое-то направление, требующее особой помощи Бога и особых молитв батюшки Серафима?

– Я всегда у всех святынь, которые посещаю последние месяцы, и у всех святых, конечно, с которыми связаны эти святыни, прошу нескольких вещей. Чтобы мне достойно выполнять функции председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), на меня возложенные священноначалием. Чтобы мне ни в чем не огорчить Святейшего Патриарха и всегда выполнять его задания четко и ответственно. Чтобы мне удалось создать и развивать общецерковную аспирантуру, ректором которой я являюсь, и чтобы успешно осуществлялось руководство храмом в честь иконы Всех скорбящих радости на Большой Ордынке, которая вверена моему попечению, и чтобы все что бы в дальнейшем ни возлагала на меня Церковь с Божией помощью и содействием Святого  Духа удавалось выполнять. Вот сейчас предстоит новое ответственное дело – это создание Катехизиса Русской Православной Церкви. Я придаю очень большое значение этому проекту и думаю, что если силами наших лучших богословов, которые входят в рабочую группу, удастся создать такой Катехизис, который был бы всеобъемлющим пособием для всякого православного  христианина и отвечал бы на вопросы о том, как учит Православная Церковь по тому или иному вопросу, то, думаю, это было бы очень важное и значительное начинание. В эти дни я буду просить у прп. Серафима, чтобы он помог нам создать такой Катехизис.

– Владыка, я прошу Вас сказать несколько слов пожелания в этот день преподобного Серафима Саровского жителям нашего города.

– Я желаю жителям Сарова, чтобы несмотря на ту трудную работу, которую многие из них выполняют, – трудную, ответственную, секретную и связанную со значительными ограничениями, в частности ограничениями даже в передвижении, –  чтобы все жители Сарова чувствовали радость. Ту духовную радость, которую проповедовал и являл всем своим обликом прп. Серафим Саровский. Это не та радость, которую люди получают в аквапарках, в боулингах и прочих развлекательных комплексах, а это совершенно особая духовная радость, которая приходит изнутри человека  и является не чем иным, как посещением Божием и действием благодати Св. Духа, о которой так прекрасно говорил и являл всему миру прп. Серафим Саровский.

 

В завершение нашей беседы владыка Иларион, на мой вопрос, стоит ли огорчаться молодым жителям Сарова, что они не могут побывать за границей, он ответил, что огорчаться не стоит. Ему самому очень много пришлось путешествовать, а заграницу он сейчас ездит так,  как некоторые ездят на работу.

– Я с гораздо большим удовольствием приезжаю, например, в закрытый город Саров, чем  поехал бы в очередную заграничную командировку. Поэтому, как говорится, все познается в сравнении. Хорошо, что сейчас открываются границы, хорошо, что есть возможность ездить за границу и видеть мир наших соотечественников, но если такой возможности нет, огорчаться не нужно, потому что это та жертва, которую трудящиеся здесь люди приносят на алтарь Отечества. Потому что трудятся они для защиты, для благосостояния нашего Отечества. В каком-то смысле это тоже подвиг, аскеза и не надо расстраиваться, а понимать – что все должны чем-то пожертвовать для нашего народа.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.