Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Для чего мы постимся?

28 июня 2011 года

Отец Александр, Петров пост считается нестрогим. К тому же это – период летних отпусков, поездок, в связи с чем возникают различные послабления...

– Действительно, этот пост – нестрогий, разрешается вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы. Но не будем забывать, почему так сложилось. В это время всегда было много тяжелой физической работы. Люди трудились на огородах, на сенокосе.

Тем не менее, не надо забывать, что это – пост. А пост подразумевает определенный подвиг. Поэтому, неправильно, когда человек едет в отпуск, думая, что кто-то должен ему делать сплошные послабления. Или если он едет в паломническую поездку, то там к нему должны относится как-то особенно. Например, в Дивеевский монастырь приезжают паломники со всей России. Многие из них почему-то считают, что факт их приезда уже сам по себе – великий подвиг, поэтому им можно поститься кое-как и плохо готовиться к Причастию.

Как можно совместить отпуск и пост?   

– Иногда никак. Если люди едут в туристические поездки, например в Германию или Чехословакию, где  упиваются пивом так, что не могут ходить, или если целыми днями праздно валяются на пляже, то вопрос соблюдения поста, думаю, перед ними не стоит. Это – вопрос свободного выбора человека.

Но надо понимать, что если мы в связи с обычной гражданской поездкой полностью отказываемся от поста, это – нехорошо. Многие люди, выезжая отдыхать на юг, останавливаются в частном секторе, где сами готовят себе пищу. Стараются есть побольше овощей и фруктов, которых там в достатке. Как-то решают эту проблему.

Если вы едете к кому-нибудь в гости, помните, что вы будете находится не у себя дома. Ни в коем случае нельзя демонстрировать свою «православность», чтобы это не превратилось в осуждение. Старайтесь не обижать людей, кушайте то, что вам дают. Хозяева видят вас нечасто, поэтому стараются получше накормить и развлечь, чтобы у вас остались приятные впечатления. Если же вы привыкли строго соблюдать пост, лучше воздержаться от поездки в гости, чем поехать и обидеть людей. Про таких Священное Писание говорит, «горе тому, через кого они (соблазны) приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17, 1-2). Во время отпусков к посту нужно подходить очень разумно,  с рассуждением.

– Как быть, если паломническая поездка совершается во время поста?

– В таком случае я бы рекомендовал воздержаться от Причастия. Если вы чувствуете, что не имеете возможности подготовится так, как этого требует устав, то поставите в затруднительное положение священника, к которому пойдете на исповедь. С другой стороны, если вы едете к святыням Греции или Израиля, куда вы, может быть, попадете один раз в жизни, то там, конечно, следует причащаться. С чувством своего недостоинства. Скорее всего хорошо (в нашем понимании) подготовиться к Причастию не удастся, поскольку в других странах другие традиции.

В дороге допускаются большие послабления поста, если нет возможности приобрести постную пищу. Всегда надо помнить о том, что пост – для человека, а не человек – для поста.

Для чего мы постимся? Большинство православных убеждены, что для Бога…

– Все православные посты помимо самоограничения и духовного подвига подразумевают сугубое почитание праздника, следующего за постом. Пост установили святые отцы и присовокупили его к празднику в честь святых апостолов для того, чтобы мы брали с них пример, старались им уподобиться.

При этом, я сомневаюсь, что Богу или святым апостолам нужен наш пост. Пост нужен нам самим, чтобы мы как должно могли встретить этот праздник. Как мы можем разделить со святыми апостолами их тяготы и скорби? Мы не можем идти с ними проповедовать христианство всей Вселенной. Но чтобы это желание самоограничения в душе не пропало, мы создаем для себя сложности. И первая сложность, как это ни странно, – самоограничение в пище. Пост нужен не Богу, а нам. Но мы постоянно пытаемся отогнать эту мысль. Постимся ради здоровья, ради очищения желудка и кишечного тракта от шлаков, для обновления крови, для просветления ума, – для чего угодно, только не ради собственного духовного воспитания.

Действительно, многие православные убеждены, что постятся для Бога. Но ведь Господь не спросит на Страшном суде, как мы постились. Он спросит: почему вы Меня не накормили, не обогрели, не посетили в нужде почему не сделали ради Меня добрых дел? А их человек начинает делать только тогда, когда очищает свою совесть. И первое средство для этого – пост. Когда человек начинает хорошо поститься, его уже не удовлетворяет самоограничение в пище, он начинает обуздывать свой язык, отсекать дурные мысли, у него возникает желание позаботиться о ком-то еще, он становится добрее к людям. Одно неминуемо будет привлекать другое. Так к посту начинают прикладываться прочие добродетели. Но для этого не нужно менять цель поста, превращая его в комедию.

– Почему некоторые люди в пост не делаются добрее к окружающим, а наоборот,  раздражаются и озлобляются? 

– Из-за того, что относятся к посту, как к какому-то непонятному внешнему установлению, думая: «Господь нас заставляет поститься, и мы, скрепя сердце, терпим, претерпеваем»...  и злимся на всех.


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.