Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Намоленная земля

11 октября 2011 года

О связи Саровского и Соловецкого монастырей рассказывает историк, социолог и литератор Вячеслав Павлович Столяров – зав. сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского НИИ природного и культурного наследия им. Д.С.Лихачева, начальник Соловецкого отряда Морской арктической комплексной экспедиции.

Наедине с Богом

– Вячеслав Павлович, как современному человеку осознать появление в Сарове храма в честь Соловецких святых? Могут ли нам стать близки эти подвижники сугубо монашеского делания?

Когда-то этого храма в Саровском монастыре не было, но он возник. Батюшка Серафим собирал деньги на его строительство, собственноручно вырезал кипарисовый престол, значит, у него было свое личное отношение к прпп. Зосиме и Савватию. Так же и в наши дни. Храм восстанавливается, значит, у кого-то появилось личное отношение к этим святым.

– Расскажите подробней об этих святых.

Соловецкий монастырь среди русских монастырей уникален тем, что в нем были реализованы все три традиции монашеской жизни: пустынножительство (его выразитель – прп. Савватий (+1435)), общежитие (Зосима (+1477)) и странничество (Герман (+1484)). Прп. Савватий был отшельник, который покинул монастырь и ушел на север. Можно догадываться, что он был знаком с прп. Сергием Радонежским, хотя жития об этом не повествуют.  

Прп. Зосима, его последователь, основал на Соловках общежительный монастырь. Он совсем юным ушел из родного карельского села Толвуя на остров Палей на Онежском озере. Там он принял монашеский постриг у прп. старца Корнилия, вместе с ним создавал Палеостровский Рождественский монастырь, пройдя хорошую школу.

А прп. Герман привнес традицию странничества. Странствующие (или, как тогда говорили – «странные») монахи больше почитались на Западе. Но Соловецкий монастырь расположен на островах в море, поэтому там был необходим такой пилигрим-странник. Прп. Герман родом из известного торгового города Тотьма, может быть, из семьи купцов. Он был всегда в пути, хорошо знал мореплавание, ходил с поморами. Я думаю, что в силу географических условий, в Саровской пустыни не было нужды иметь такого святого, как пилигрим Герман.

Прп. Германа прославили в лике местночтимых святых позже других, в конце XVII века. А свв. Зосима и Савватий почитались уже с конца XV века, практически сразу после кончины. Их житие создано примерно спустя 30 лет после их смерти. Обычно жития пишутся в рамках строгого канона, это – словесная икона. А тут – множество таких эпизодов, которые нигде не найдешь, поскольку об этом писали свидетели их жизни. Житие – удивительное по своей красоте, оно сохранилось в древних рукописях. Я думаю, что батюшка Серафим хорошо его знал, так как оно было очень широко распространено.

– Батюшку Серафима, наверное, больше привлекала традиция отшельничества?

Конечно, для прп. Серафима главной была традиция исихазма, умной молитвы, выразителем которой был прп. Савватий. Почему этот 85-летний больной старец шел на край земли? Как написано в житии, потому что хотел разговаривать с Богом, быть наедине с Ним. Когда его помощник Герман уплыл на карельский берег, прп. Савватий действительно остался один на один с Богом. Он поставил себя в такие условия, что ему никто не мог помочь, кроме Бога... Он искал такого момента всю жизнь. Это – предел того, до чего может дойти человек в своей молитве.

Вспомним, как знаменательно прп. Савватий окончил свой жизненный путь. Когда он почувствовал, что скоро умрет (а умереть без Причастия – плохо), он снова обратился за помощью к Богу. А вокруг бушевала буря, молодой, здоровый Герман не мог приплыть к нему. Тогда прп. Савватий вышел на берег пустынного острова и увидел лодочку, прибитую к берегу морской волной. Перекрестился и сел в нее. Грести не мог, а на материк нужно было добираться три дня под парусом.

Снова взмолился Богу, и (удивительное дело!) его за один день ветер и течение принесли именно к тому месту, с которого они с прп. Германом начали свое путешествие. Это – часовня в деревне Сорока, в которой лишь изредка появлялись священники. Прп. Савватий в часовне нашел игумена, который путешествовал по селам со Святыми Дарами, исповедуя и причащая местных жителей. Игумен сказал: «Ты, старик, меня здесь подожди. Мне надо отпеть покойника. А утром я приду». Но прп. Савватий не согласился ждать, прося, чтобы тот его сейчас же допустил к таинствам. Игумен уступил. Когда наутро он пришел, прп. Савватий уже умер, причем точно так же, как и батюшка Серафим, в молитве. Его нашли коленопреклоненным перед иконой.

– Могла  ли сходная кончина прпп. Савватия и Серафима быть совпадением?

Здесь не может быть случайности. Преподобные отцы очень четко избирали себе образцы для подражания, ведь  нельзя объять необъятное ввиду множества святых в земле Русской. Для батюшки Серафима это – прп. Савватий. И, приняв такой образец, он даже умер точно так же, как тот. Между этими святыми подвижниками существует преемственность. Поэтому в Сарове и возрождается храм в честь святых Зосимы и Савватия. Нельзя возродить то, что не имело бы под собой исторического основания… Кстати, интересная деталь. Когда батюшка Серафим в юности ходил в Киев, спрашивая совета у старца Досифея (или выдававшей себя за мужчину старицы Досифеи), тот направил его в Саровский монастырь. А в Соловецком патерике повествуется о другом юноше, которого старец Досифей примерно в то же время послал на Соловки, и тот стал прп. Феофаном (+1819), подвижником Соловецким. Это говорит о том, что Досифей хорошо представлял оба эти монастыря, и вполне мог направить прп. Серафима на Соловки…

– В книге Б.Ширяева «Неугасимая лампада» о советском концлагере на Соловках, мы читаем о том, что даже в 20-е гг. прошлого века там сохранялась традиция монашеского пустынножительства. Но в Саровской пустыни это не было массовым явлением, и стремление прп. Серафима к отшельничеству вызывало неоднозначное отношение окружающих.  

Можно сказать, что в концлагере на Соловках монастырь тайно продолжал свое существование еще десять лет после своего закрытия, до 1930 года. Об этом сохранились документы. Но и на Соловках пустынножительство тоже не было массовым явлением, как и в Сарове. Во время жизни прп. Серафима в Саровской пустыни по пустынкам в лесу жило до десяти монахов. Были прославлены только он и Марк Молчальник, а многих отшельников мы не знаем. В Сарове отцы-пустынники всегда могли вернуться в монастырь, как это произошло и с прп. Серафимом, но все равно, для них некоторым идеалом были Соловки. В тех суровых северных условиях ты либо погибнешь, либо выживешь, но только милостью Божией. В этом случае Бог уже разговаривает с таким отшельником по-другому. А они ищут именно такого, предельного разговора.

Помощники в болезни

– Церковь Зосимы и Савватия была построена в Саровском монастыре одновременно с больничным корпусом. То же самое мы наблюдаем и в Троице-Сергиевой Лавре. Было ли это заимствованием?

– Храм при больнице в Троице-Сергиевой Лавре построил в память о прпп. Зосиме и Савватии постриженик Соловецкого монастыря, келарь Александр (Булатников). И во многих местах возникали больничные храмы во имя этих святых. Наверное, в то время считалось, что они особенно помогают болящим. В житии прпп. Зосимы и Савватия описано множество исцелений и чудотворений у их мощей. Сохранились записи, что по молитвам преподобных такие чудесные исцеления продолжались даже в XIX веке.  Люди вымаливали себе здоровье. 

– В Саровской пустыни на том месте, где возвели больничный корпус с церковью Зосимы и Савватия, раньше находилась богадельня. Там батюшка Серафим (тогда еще послушник Прохор) в течение трех лет тяжело болел водянкой. И там ему явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Она его коснулась жезлом со словами: «Этот нашего рода!», после чего он был исцелен.

Вполне возможно, что к этому также были причастны прпп. Зосима и Савватий. Мы же всего не знаем. Во всяком случае, прп. Серафим приложил все силы для того, чтобы этот храм был построен, собирал деньги для его строительства. (прим. – В Муроме при входе в Спасо-Преображенский монастырь можно увидеть роспись, на которой изображен батюшка Серафим вместе с иноком саровской пустыни, св. Антонием Грошевником, вместе с которым они собирали средства на строительство церкви прпп. Зосимы и Савватия и дошли до города Мурома. Роспись изображает двух святых, остановившихся на берегу Оки возле Ветлуги, где по пророчеству прп.Серафима впоследствии возник женский монастырь).

Антиминс земли Русской

– Есть ли еще какие-нибудь сходные эпизоды в истории Саровского и Соловецкого монастырей?

Есть один малоизвестный эпизод, но скорей относящийся к Дивееву. Прп. Серафим говорил, что Святая Канавка в Дивееве – это тропа, по которой прошла Пресвятая Богородица, взяв эту землю в Свой удел. На Соловках была подобная история, только там – удел Господа нашего, Иисуса Христа.

При основании монастырей подвижники спрашивают у Господа: «Можно ли в этом месте устроить монастырь? Если можно, то подай какой-нибудь знак». И Господь обычно дает небесное знамение. Так, над Саровской пустынью гремел гром и сверкали молнии. А на Cоловках такой знак получили не монахи, а местные жители, которым явились ангелы, сообщившие, что эта земля принадлежит Богу. Случай из ряда вон выходящий. Я не припомню второго такого события в отечественной патериковой литературе.

В житии Соловецких чудотворцев об этом написано так. Когда прпп. Савватий и Герман в первый раз приплыли на острова, туда же с карельского берега прибыла семейная пара

рыбаков, которые позавидовали монахам и заявили, что тоже будут здесь жить и ловить рыбу. А однажды прп. Савватий услышал женские вопли недалеко от горы, которую впоследствии назвали Секирной. Прп. Савватий послал прп. Германа узнать, что произошло. Тот встретил женщину в слезах. Она рассказала, что увидела двух светоносных юношей, которые выпороли ее розгами и велели передать своему мужу наказ убираться отсюда. Они сказали: «Эта земля предназначена монахам, которые будут служить Богу и обоснуют монастырь. И нечего вам, карельским жителям, здесь селиться. А кто поселится, лютой смертью помрет. Передай это не только своему мужу, но всему населению морского берега».

Теперь нам понятно, почему это место – удел Бога. Только к моменту революции 1917 года там было прославлено более 60-ти святых. Есть выражение «намоленная икона», а я считаю, что Соловки – это намоленная земля. Святейший Патриарх Кирилл назвал Соловки «антиминсом земли Русской». А антиминс – это святая святых (прим. – Антиминс (греч. «вместо» и лат. «престол») – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия).

– Теперь  вокруг Саровской пустыни вырос почти 100-тысячный город, и на Соловках – поселок, часть жителей которого не желают считаться с заветом Секирной горы, там проводятся фестивали, регата… 

– Да, все это так. Но Господь сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
. Какой монастырь невозможно скрыть? Такой, в котором масса преподобных отцов. Они совместно работают, стремятся к самосовершенствованию, к обожению. Появляется круг этих людей, земля просвещается как икона, оттуда начинает исходить свет. Господь для того объявил эту землю Своим уделом для того, чтобы она излучала избыток накопившейся духовной энергии в окружающее пространство. Это не зависит от желания самих монахов. Если монастырь есть творение Божие, и если его насельники служат Господу, то с определенного момента неизбежнобудут просвещать окружение, и в этом проявится их функция государственного служения. На Соловках была произведена такая духовная работа, включая факт пребывания там новомучеников, что нет никаких сомнений в том, что эта земля – православная. Ее могут попытаться испоганить, но ни преподобные, ни накопленная ими духовная энергия при этом никуда не денутся.

Я думаю, что в этом отношении Саровская земля – такая же, хотя бы часть ее. Сколько раз прп. Серафим был в Дивееве? По-моему, всего один. А оно считается священной землей. Но то место, где святой провел большую часть жизни, больше и освятилось. Те иконы, которым больше поклоняются, те и освящаются. В данном случае, Саров гораздо более освящен жизнью прп. Серафима, чем, например, Дивеево. Такое мое личное мнение.

Саров и Соловки, по мысли Вячеслава Столярова, сходны еще и тем, что это – уникальные, единственные в своем роде, места. Об этом необходимо помнить в связи с обсуждением стратегии развития Сарова. Любые проекты развития не должны вступать в противоречие с исторической православной средой, пропитанной молитвенным духом, не должны оскорблять память новомучеников и исповедников, пострадавших здесь в XX веке.

Нет никакой нашей заслуги в том, что мы живем на освященной земле. Но кому многое дано, с того и спросится. Сохранение православных святынь зависит не только от власть предержащих, но и от каждого из нас.

С небольшими сокращениями опубликовано в газете "Православный Саров" № 12 от 7 октября 2011 года.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.