Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Пресса о спектакле "О бренности"

 

07/05/2007 "Городской курьер" (г. Саров)

«НЕ ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА СЦЕНЕ НЕ ВОЗМОЖНО»


В Сарове грант конкурса «Православная инициатива» за 2007 год получило православное творческое объединение «МiР» (режиссер Ирина Семенчук) на создание спектаклей–уроков для школьников...   
Учителя заинтересованы в подобной работе. Дети сейчас читают мало, а художественный образ, идея, донесенные со сцены, гораздо эффективнее. Это подтверждают восторженные отзывы учеников, увидевших постановку объединения «МiР» по рассказам Чехова «О бренности». Вот что написали старшеклассники гимназии № 2 после просмотра спектакля: «Игра актеров настолько завораживает, что не поверить в то, что происходит на сцене, невозможно. Актеры искренни, добры, открыты публике. Нельзя не отметить актуальность темы спектакля. В современном мире жизнь идет в бешеном ритме, и людям некогда задуматься о духовной сущности жизни. Я рада, что у нас появилась возможность оторваться от своих дел и провести несколько часов, размышляя о бренности. После спектакля понимаешь, что нужно беречь и ценить каждую минуту своего существования». «Чистота и простота произведений Чехова поражают. Но когда познаешь глубокий смысл его произведений, испытаешь ощущение, будто нашел клад».  
Коллективу удалось выработать свой собственный творческий язык – очень выразительный, лаконичный, лишенный признаков кривляния и шоу, продолжающий лучшие традиции русского театра. Ставка делается на уважение к личности актера и зрителя, а не на спецэффекты. Даже элементы скоморошества у них не вульгарны. А о высоких материях актеры говорят без менторства и занудства.        
Помещение бывшей малой сцены театра, предоставленное объединению «МiР», нуждается в капитальном ремонте. Средства, как обычно, очень ограничены, и многое держится на энтузиазме. Но, несмотря на трудности становления, у православного театра есть будущее. Ведь он востребован зрителем.

Биана Курякина (из статьи «Церковь и государство»)

 


Вестник Боровского монастыря №9, 2007, 26 февраля — 4 марта  (г. Боровск)

Спектакль "О бренности" в Боровске

ГОСТИ ИЗ САРОВА

15 февраля в Боровском РДК, в рамках фестиваля православных фильмов, творческим объединением «Мip» был показан спектакль «О бренности», умело и с любовью сотканный из шести рассказов А.П. Чехова. Небольшой коллектив, недавно рожденный, состоит из профессиональных актеров местного театра. И приехали они к нам из города Сарова, где при монастыре, по благословению свыше, и родилась эта творческая группа. Автором спектакля и руководителем объединения «Mip» является также профессиональный режиссер и педагог Ирина Семенчук. Спектакль «О бренности» — премьерный. Целью их творческой инициативы, по словам руководителя, должна стать пропаганда русской литературы, и, прежде всего, среди школьников.

Этот театр «бедный» по принципу. Для того, чтобы донести до зрителя панораму человеческих страстей, немощей, болей и обид, не нужно обилие костюмов и декораций, чем скупее, тем выразительней, динамичней и яснее. Главное — действующий актер. Трудно после одного просмотра дать событийное описание каждой истории, где разными гранями перед нами проходят человеческая глупость, и муки совести, и нежность, и сердечная окаменелость, и детская чистота.

Дорого то, что мы не видим актерского кривляния, чем так болен современный театр. Перед нами добросовестный дух служения Богу и людям, озорство выдумок, чистота сердец, профессиональная добросовестность вместе с сердечным теплом актеров. Доброе и качественное начало у этого небольшого коллектива: шесть исполнителей и седьмой — их руководитель — Ирина Семенчук. Доброго им пути в жизни и творчестве.

Анатолий Лагунов, режиссер театра-студии «Ковчег»                     ссылка на первоисточник

 


19/10/2006   "Нижегородские епархиальные ведомости" (г. Нижний Новгород)

ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР

Кажется, что эти два понятия абсолютно несовместимы, ведь Церковь порицает лицедейство. Однако в Сарове нашлись люди, которые сумели для себя совместить несовместимое, и в мае этого года театр, у которого пока даже нет названия, дал первый спектакль "О бренности. Масленичная тема для проповеди".

-----------------------------------------------------------------------

Этот театр начинается не с вешалки, поскольку у него нет не только названия, но и своего помещения. Этот театр начинается с супружеской пары - Романа Сванидзе и Ирины Семенчук. Роман - актер драматического театра, Ирина - режиссер. При этом оба - верующие люди, Роман поет в церковном хоре.

- Давно, еще до приезда в Саров, более десяти лет назад, - рассказывает Ирина, - один наш знакомый актер стал баптистом и однажды при встрече сказал мне: "Надо жить так, чтобы Бог был во главе всего". Я тогда удивилась: "Разве так возможно? А если Он скажет мне бросить театр? Я же не смогу!"
И вот постепенно Господь начал меня смирять. Сперва казалось: пусть трудно, но есть единомышленники, друзья, репертуар, зрители... Сначала не стало единомышленников, потом пропали друзья, а когда закрылся театр, который располагался в здании храма Серафима Саровского, не стало ни репертуара, ни зрителей. И вот тогда появилась мысль, что, возможно, проживем и без театра.

- Одновременно с этим шел процесс нашего воцерковления, - продолжает Роман, - и в какой-то момент появилась идея православного театра. Причем мы не стремились просто создать что-то свое, нам хотелось говорить на темы, которые нас волнуют.

- На самом деле  идея появилась давно. Первый спектакль, который мы подготовили в Сарове, был "Рождественский вертеп". Когда мы только въехали в Саров и я увидела, в каком месте располагается театр, я поняла, что первым должен быть именно этот спектакль.
Представление было кукольным, но наше руководство не заинтересовалось им, сказав, что на такой спектакль никто не пойдет. Тогда мы сами пошли предлагать билеты по детским садам и учреждениям, и они разлетелись в момент. Но после нескольких представлений руководство спектакль все-таки закрыло.

- Да, - подтверждает Роман, - если бы Господь нас не подталкивал, сами бы мы на такое дело не сподвиглись. Был страх: а надо ли? Справимся ли?

- Когда я училась в Щукинском училище, наш преподаватель Эофер сказал нам однажды: "Не бойтесь делать любое дело. Ненужные люди отпадут, нужные - появятся". Так сейчас и происходит: люди появились, уже год работают и пока ни копейки за свой труд не получили.
Все актеры, с которыми мы сейчас работаем, - православные люди. Практически все они - актеры городского Театра драмы, и они вынуждены работать на основной работе, искать какие-то приработки и при этом тратить свое личное время на репетиции у нас. В нашей труппе - Светлана Акимушкина, Дмитрий Крюков и Ирина Митрофанова. Татьяна Мальгина - регент церковного хора. Надежда Файзуллина поет в храме.
Весной мы выпустили спектакль "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Эта работа сделана по рассказам Чехова. Люди, которые видят этот спектакль, с удивлением обнаруживают, насколько, оказывается Чехов православный писатель. Но его православность не напоказ, не для всех. И наша задача - раскрыть это, донести до зрителя.
Поскольку у нас нет своей сценической площадки, рассчитывать на большие постановки мы пока не можем. Огромное спасибо руководству Дома Ученых ВНИИИЭФ за то, что приютили нас и дают возможность репетировать в их зале. Однако, в наших планах есть еще и такая сфера деятельности, как спектакли-уроки.
Это небольшой спетакль, рассчитаный на 20-30 человек, который проходит на очень ограниченном пространстве у классной доски.
Мы изучили школьную программу и обнаружили, что в нее входит большое количество произведений, о которых мы, как православные люди, можем компетентно рассказать. Например, практически готов к выходу спектакль-урок по 8 главе "Евгения Онегина".
Знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий прекрасно сказал, что жизнь пушкинских героев иногда проходит на высоте житий святых. Действительно, в произведениях Пушкина всегда очень четкая грань между добром и злом, и переступание этой грани есть преступление.
После спектакля, который длится сорок минут, мы планируем еще один урок посвятить диалогу со школьниками, разбору того, что они увидели. Как сложно современным детям понять поступки пушкинских героев! Ведь Татьяна и Евгений любят друг друга, почему они не могут уехать вместе в Париж и быть счастливы? "Но я другому отдана и буду век ему верна".
Одновременно с эти мы готовим материалы для начала работы над спектаклем "Сказание о Петре и Февронии". Вот еще один вопрос: можно ли делать спектакль по житиям святых? Как ставить жития?
Создавая православный театр, мы стремимся в первую очередь создать некое внебогослужебное культурное пространство для прихожан наших храмов, но не только для них. Необходимо, чтобы любой человек, ищущий истину, мог прийти к нам и, возможно, получить ответы на свои вопросы.

Ольга Бакаринова.

 


Статья на сайте flexiblesolutions.ws

Встреча

В субботу, 30 сентября, в малом зале Дома Ученых состоялась необычная встреча. Епископ Нижегородский и Арзамасский, члены попечительского совета фонда Серафима Саровского и редколлегии издаваемого при МГИМО журнала «Фома» смотрели спектакль и беседовали с участниками Православного творческого объединения «Мiр».

Результаты своей работы - спектакль по рассказам А.П.Чехова «О бренности» - представили профессиональные актеры, видящие в своем призвании не только лицедейство, но и свидетельство о добре. Потому они и собрались в эту группу единомышленников и пытаются найти некий новый тон разговора со зрителем.

Чеховские рассказы - миниатюры - первая заявленная работа; сделанный весьма скупыми, но изысканными средствами спектакль не оставляет зрителя равнодушным; это как бы спектакль-урок. В школьной программе много того, о чем эти люди, как профессионалы, могут рассказать на нужном уровне.

То, что увидели собравшиеся, может стать одним из элементов нового общественного движения. К сожалению, жизнь православного прихода города покуда скрыта от массового сознания; некоторые склонны считать православных сплошь неудачниками и маргиналами. Поэтому важно просто свидетельствовать о том, что такое православие. Нужна общественная площадка, открытая миру, место, куда любой горожанин сможет прийти сам и привести детей.

- Свидетельство о нормальном образе жизни, о нормальной семье необходимо в нынешнем мире, - сказал в своем выступлении Владыка Георгий, - пустой рационализм забирает лучшие силы, калечит человека. Поле брани - сердца человеческие. Я испытал сейчас на спектакле, чувство, сходное с тем, которое испытал, впервые увидев журнал «Фома»: здесь люди делают то, что так необходимо - говорят с невоцерковленными и сомневающимися на их языке.

Наша жизнь полна противоречий, и образец противоречий - Город Саров - особенный город, где самый самоотверженный труд и патриотизм порой соседствуют с бездуховностью и гордыней; где одних знание вразумляет, а других - надмевает. Поэтому такая инициатива должна быть всячески поддержана. И такое свидетельство должно быть и мыслью, и словом, и делом.

Владыка намерен дать новому общественному центру не только благословение, но и кров - в некоторых освободившихся с переездом театра помещениях. Конечно, впереди у творческого объединения много работы: планы велики и в них не только новые спектакли. Но, чтобы их воплотить, чтобы была польза городу и миру, нужно много трудиться.

LOL  Ссылка на первоисточник

 


10/05/2006 "Городской курьер" (г.Саров)

О БРЕННОСТИ И О ДУХОВНОСТИ

28 апреля в малом зале Дома ученых прошел необычный спектакль по рассказам Антона Павловича Чехова "О бренности". Режиссер спектакля - Ирина Семенчук. Роли исполняли актеры театра драмы Сарова Роман Сванидзе, Ирина Митрофанова, Светлана Акимушкина, Дмитрий Крюков, Надежда Файзуллина и музыкант Татьяна Мальгина (в этот день у Татьяны был актерский дебют).

------------------------------------------------------------------------------

Признаюсь, идя на спектакль и зная, что он соткан из Чеховских рассказов, ожидала увидеть кусочки общеизвестных "Дамы с собачкой", "Дома с мезонином" и "Анны на шее". Но увиденное было полной и радостной неожиданностью.

Ощущение можно описать несколькими словами - и актеры у нас талантливые, и режиссер чуткий и знающий, и просто необходимо, чтобы этот спектакль смотрели школьники. Думается, их интерес к чтению классиков сразу вырастет (лично мне очень захотелось перечитать все ранние рассказы Антона Павловича).

Ирина Михайловна Семенчук, режиссер театра драмы города, рассказывает, что этот спектакль - первый из цикла работ, задуманных авторами в рамках проекта православного театра в Сарове.

- Мы начали большую работу и очень хотим, чтобы в нашем городе был театр, котрый говорит о самом главном и важном - о душе человека. Конечно, и у меня, и у актеров большое желание работать, и впереди - целый ряд спектаклей: по "Евгению Онегину", о Суворове, о Петре и Февронии... В наших планах создать много спектаклей для семейного просмотра, а также - для молодежи и детей.
Работа нашего творческого объединения "МiР" будет осуществляться в рамках православного культурно-просветительского центра. Мы задумали его открытым и доступным не только для православных и сочувствующих вере людей, но и для всех граждан, в том числе и представителей других вероисповеданий... Ведь понять русскую литературу, русскую душу без знания православия невозможно - вы просто не услышите, о чем пишут Достоевский, Чехов и Лесков...
А если говорить о Сарове, то хочется, чтобы все мы, в том числе и молодежь, знали и любили историю родного города, воспринимали нашего батюшку Серафима как великого святого, историческую личность, которой нужно гордиться...

- В православном театре будет много актеров?

- Много людей хотят участвовать в этом проекте, но, поскольку нет базы, нам пока сложно собираться большой компанией.

Низкий поклон нашим актерам, а мы, зрители, будем долго вспоминать спектакль, в котором с легкой и безжалостной чеховской откровенностью представлены отношения людей в разных жизненных ситуациях. В спектакле целиком сыграны рассказы Антона Павловича "О бренности", "Восклицательный знак", "Не в духе", "Знакомый мужчина", "Казак", "На страстной неделе", "Студент". О чем они? Все о том же, о вечном - о чуткости, душевности, умении слышать друг друга.

И актеры - мало того что хорошо поют (некоторые из них участвуют в церковном хоре) и выразительно говорят, но как у всех одухотворены лица, какая богатая мимика!.. Так невозможно сыграть, они просто живут своим делом!

Очень интересны и новы придумки режиссера. Здесь и кожаный ремень в умелых руках актера говорит, а перчатки и темные очки вдруг оказываются тем самым ружьем, которое должно выстрелить в последнем действии... И подивится зритель обеденной салфетке, которая вдруг превращается в длиннющую скатерть, а потом - в погребальный саван... И грустно улыбнется он такому узнаваемому бесу-свистуну, который мучит и мучит проигравшего восемь рублей чиновника...

И атмосфера спектакля, строгая и прадничная одновременно: и красивая музыка, и стройные девушки в длинных платьях с пелеринками и манжетами. Что-то домашнее и гимназическое...

Конечно, соединить театр и церковь - идея сложная, но потому и интересная. И где, если не в Сарове, ее воплощать?

Ирина Егорова.

 

 


май 2006 "Новый город №" (г.Саров)

О БРЕННОМ

Зачем они назвали свой первый спектакль именно так?

Со школьной скамейки мы привыкли думать, что ранние короткие рассказы Чехова - это талантливая, но незатейливая юмористика. Вот рассказ про купца, который собрался покушать блинцов, да в самый вкусный момент взял и помер от апоплексического удара. Название такого рассказа "О бренности" в безрелигиозном мире воспринимается как веселая ухмылка. Но стоит начать спектакль с тихой песни по мотивам сто второго псалма, и все меняется. "... Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его..." И вот на смену незамысловатому смеху приходят внимание и серьезность.

Теперь, когда общим местом и едва ли не хорошим тоном при постановке классики стала клиповая подача с непременным уклоном в психоанализ, публика принимает несколько смонтированных встык и вкусно сыгранных чеховских рассказов как глоток свежего воздуха после угара или как глоток нашей саровской воды - после московской водопроводной. Просто, изящно, со вкусом и без длиннот - это уже не "сестра таланта", а сам талант. Такой спектакль предлагают на суд горожан актеры творческого объединения "МiР" при православном приходе Всех Святых. Да-да, вы не ошиблись, именно актеры, профессионалы (в свое время за издержки профессии актеров не хоронили в церковной ограде), которые не могут прозябать без дела (когда еще в городе по-настоящему заработает театр?), молодые, полные творческих сил, с живой совестью и желанием делать ПРАВИЛЬНЫЕ вещи. И получился спектакль, посмотрев который, зритель сердцем понимает, что Чехов - глубоко и истинно православный писатель, как бы нам ни морочили головы учебники.

Жизнь души человеческой, явленная с сочувствием и с любовью, - вот что стало главным содержанием их работы и наполнило таким обаянием спектакль, сцену которому предоставил Дом ученых ВНИИЭФ. Впрочем, несколько школ города уже пригласили спектакль на свою сцену - показать его детям. Потому что те, кто его задумал и исполняют, не надмеваясь и не ища своего, повествуют о том, что никогда не перестает, - о любви. Будем надеяться, что дети, увидевшие спектакль, поймут то, о чем сейчас в суете повседневности как-то не принято говорить, но на самом деле главное в жизни. Оказывается, у каждого человека есть душа, и о ней надо прилежно заботиться.

У режиссера Ирины Семенчук и актеров Светланы Акимушкиной, Дмитрия Крюкова, Татьяны Мальгиной, Ирины Митрофановой, Романа Сванидзе, Надежды Файзуллиной большие планы. Творческое объединение "МiР" должно стать ядром обращенного к городу приходского просветительского центра, который разместится в части освободившихся после выезда театра монастырских помещений. Если это движение будет успешным, а для этого есть все основания, внутренняя жизнь саровского прихода, сама по себе уже достаточно богатая и разнообразная, со временем станет восприниматься как неразрывная часть общественной и культурной жизни города - и большинством жителей Сарова, и самими прихожанами.

Соб. корр.

 


Перейти к спектаклю "О бренности"

Перейти к списку спектаклей

Перейти на исходную страницу ПТО "МiР"

Контактная информация: тел. 8 910 880 2400 (Роман), e-mail: [email protected]

 

«Не поверить в то, что происходит на сцене, невозможно» 


В Сарове грант конкурса «Православная инициатива» за 2007 год получило православное творческое объединение «МiР» (режиссер Ирина Семенчук) на создание спектаклей–уроков для школьников. Это три кукольных спектакля: «Житие Петра и Февронии», спектакль о детстве пророка Моисея «Дети Библии» по малоизвестному произведению Януша Корчака и спектакль о полководце Суворове. Кроме кукольных будет поставлен драматический спектакль о жизни последней царской семьи, в котором участвуют как взрослые актеры, так и дети. И вне гранта уже создан спектакль по 8–й главе поэмы «Евгений Онегин».     
Учителя заинтересованы в подобной работе. Дети сейчас читают мало, а художественный образ, идея, донесенные со сцены, гораздо эффективнее. Это подтверждают восторженные отзывы учеников, увидевших постановку объединения «МiР» по рассказам Чехова «О бренности». Вот что написали старшеклассники гимназии № 2 после просмотра спектакля: «Игра актеров настолько завораживает, что не поверить в то, что происходит на сцене, невозможно. Актеры искренни, добры, открыты публике. Нельзя не отметить актуальность темы спектакля. В современном мире жизнь идет в бешеном ритме, и людям некогда задуматься о духовной сущности жизни. Я рада, что у нас появилась возможность оторваться от своих дел и провести несколько часов, размышляя о бренности. После спектакля понимаешь, что нужно беречь и ценить каждую минуту своего существования». «Чистота и простота произведений Чехова поражают. Но когда познаешь глубокий смысл его произведений, испытаешь ощущение, будто нашел клад».  
Коллективу удалось выработать свой собственный творческий язык – очень выразительный, лаконичный, лишенный признаков кривляния и шоу, продолжающий лучшие традиции русского театра. Ставка делается на уважение к личности актера и зрителя, а не на спецэффекты. Даже элементы скоморошества у них не вульгарны. А о высоких материях актеры говорят без менторства и занудства.        
Помещение бывшей малой сцены театра, предоставленное объединению «МiР», нуждается в капитальном ремонте. Средства, как обычно, очень ограничены, и многое держится на энтузиазме. Но, несмотря на трудности становления, у православного театра есть будущее. Ведь он востребован зрителем.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна