Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Положение о проведении олимпиады по истории русского языка

26 апреля 2012 года

Утверждаю                                         Согласовано                             Согласовано

__________________                  _______________                 ________________

И.о. директора  департамента        Директор МБОУ ДПОС             Помощник благочинного 

образования г. Саров                      «Методический центр»          Саровского благочиния

И.Л. Кочанков                                  О.А. Королёва                          по г. Сарову протоиерей   

                                                                                                            Александр Сухоткин        

 

Согласовано                                         Согласовано

______________________             ____________

Председатель Международного       Директор НОУРО

фонда славянской                              «Саровская православная гимназия»

письменности и культуры                  Н.В. Суздальцева

Б.С.Кондратьев

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении ежегодной межрайонной олимпиады

по истории русского языка

 

 

 

Межрайонная олимпиада по истории русского языка проходит по инициативе Департамента образования Администрации г.Сарова при участии Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, Саровского благочиния, МБОУ ДПОС «Методический центр» и НОУРО «Саровская православная гимназия» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.

Цель олимпиады – формирование у учащихся любви к родному языку и культуре, развитие интереса к истории русского литературного языка.

В олимпиаде могут участвовать учащиеся 5-11 классов муниципальных и негосударственных образовательных учреждений.

 

  1. 1.      Порядок проведения олимпиады

1.1.            Олимпиадные задания готовит Оргкомитет г.Сарова в  составе:

Ерин Олег Константинович – методист МБОУ ДПОС «Методический центр», куратор по взаимодействию Саровского благочиния и муниципальных образовательных учреждений.

Кондратьев Борис Сергеевич – доктор филологических наук, председатель Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

Ерина Светлана Васильевна – председатель методического объединения учителей русского языка и литературы г.Сарова.

Суздальцева Наталия Владиславовна – кандидат филологических наук, директор НОУРО «Саровская православная гимназия».

В рамках ГМО учителей русского языка и литературы г.Сарова к подготовке олимпиадных заданий могут привлекаться другие педагоги по решению Оргкомитета

1.2.            Олимпиада проводится в два этапа:

1 этап - районный (городской) (очный);

2 этап - межрайонный (заочный).

1.3.            Олимпиада проводится в конце апреля – начале мая  в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры. Конкретное место и время проведения 1 этапа определяется приказом районного (муниципального) департамента образования в каждом конкретном районе (городе). В Сарове муниципальный этап пройдет 26 апреля на базе МОУ СОШ № 7.

1.4.            Для участия в олимпиаде образовательных учреждений, находящихся в Сарове, необходимо прислать заявку в МБОУ ДПОС «Методический центр» Ерину О.К. до 23 апреля. Для участия в олимпиаде образовательных учреждений, находящихся вне г.Сарова, необходимо прислать заявку до 23 апреля по электронному адресу sc7nvs@yandex.ru. В заявке должно быть указано количество и название образовательных учреждений, принимающих участие в олимпиаде, количество участников по каждой параллели, сроки проведения олимпиады, Ф.И.О. лица, отвечающего за проведение районного (городского) этапа, его контактные телефоны, адрес электронной почты, на который будут высылаться задания.

1.5.                       В каждом районе (городе), пожелавшем участвовать в межрайонной олимпиаде по истории языка, приказом (районного) муниципального департамента образования или Отдела образования Нижегородской митрополии (в случае участия  негосударственных епархиальных образовательных учреждений) создается олимпиадная комиссия, отвечающая за проведение олимпиады в районе (городе), епархии. В обязанность комиссии входит: организация проведения олимпиады, проверка олимпиадных заданий, определение победителей и призеров районного (городского) этапа Межрайонной олимпиады, отправка протокола олимпиады с баллами участников  и работ победителей и призеров в Оргкомитет г.Сарова не позднее 15 мая.

1.6.            После получения заявки Оргкомитет высылает по указанному в заявке электронному адресу олимпиадные задания (тиражирование олимпиадных заданий производит районная (городская) или епархиальная олимпиадная комиссия). Ключи к олимпиадным заданиям высылаются на следующий день после проведения олимпиады.

1.7.            Районные (городские) олимпиадные комиссии в праве самостоятельно определить количество призовых мест районного (городского), епархиального этапа. Награждение победителей и призеров районного или епархиального этапа, а также оплата работы олимпиадной комиссии осуществляется за счет средств местного бюджета.

1.8.             Оргкомитет г.Сарова имеет право потребовать пересылки работ победителей районного этапа.

1.9.            На основании анализа протоколов районных олимпиадных комиссий и просмотра работ победителей и призеров Оргкомитет г.Сарова определяет победителей и призеров межрайонной олимпиады, придерживаясь квоты – 10% от общего количества участников в каждой возрастной группе (1,2,3 место в 5,6,7,8,9,10 и 11 классе).

1.10.        Протокол межрайонной олимпиады, подписанный всеми членами Оргкомитета, дипломы победителей и призеров, благодарственные письма от Арзамасского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры членам олимпиадных комиссий высылаются в районы, принимавшие участие в олимпиаде, не позднее 20 мая и должны быть торжественно вручены участникам на праздновании Дня славянской письменности и культуры.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Положению о Межрайонной олимпиаде

по истории русского языка

 

Методические рекомендации

по подготовке к олимпиаде по истории языка

Оргкомитет рекомендует в качестве подготовки к олимпиаде повторить с учащимися на факультативных занятиях или посоветовать им для самостоятельного изучения следующие разделы из истории русского языка:

  • Жизнь и просветительский подвиг Кирилла и Мефодия.
  • Азбука старославянской письменности. Отличие старославянского языка от церковнославянского.
  • Краткая история русского алфавита.
  • Судьба некоторых букв («ять», «ферт», «ижица», «ер» и т.д.).
  • Изменение начертания букв и современное их название.
  • Реформы русской графики и орфографии:
  • А) Петровская реформа
  • Б) вопросы русской орфографии в трудах писателей и ученых XVIII – первой половины XIX в.
  • В) Гротовская орфография (вторая половина XIX в.)
  • Г) Реформа графики и орфографии 1917-1918 гг.
  • Д) упорядочение орфографии в 1956 г.
  • Исторические изменения в лексике русского языка. Отличие славянских слов от слов иноязычного происхождения.
  • Исторические изменения в фонетической и грамматической системе русского языка.
  • Вклад русских писателей в развитие русского литературного языка (деятельность М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, В.Даля и т.д.).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания олимпиады делятся на три блока.

Первый блок А состоит из 10 тестовых заданий с выбором ответа. Возможные варианты заданий:

  1. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный                            Б. Местный

В. Звательный                                    Г. Указательный

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Г.Державин                                    Б. М.Ломоносов

В. А.Пушкин                                       Г. В. Даль

Второй блок В состоит из 5 заданий с кратким ответом. Возможные варианты заданий:

  1. О чем свидетельствуют эти выражения: на босу ногу, от мала до велика, по белу свету? (В древнем языке краткие прилагательные могли склоняться и выступать в роли определения)
  2. Почему до 1917 года ученикам приходилось заучивать следующее стихотворение-правило? Что оно помогало запомнить?

Белый, бледный, бедный бес

Убежал, бедняга, в лес,

Лешим по лесу он бегал,

Редькой с хреном пообедал…

(стихотворение помогало запомнить те немногочисленные в русском языке слова, в которых писалась буква  («ять»), совпадающая в произношении с буквой е).

В третьем блоке С содержится проблемный вопрос, предполагающий написание небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (до 100 слов). Возможные варианты заданий:

1. .5-6 класс Назовите фразеологизмы, в состав которых входят названия букв кириллицы. Объясните  значение нескольких из них. Пример: начинать с азовс самого начала.

2. 7-8 класс Первоначально в кириллице было 43 буквы, а в современном русском алфавите – 33 буквы. Что произошло с нашим алфавитом за 1000 лет? Только ли он утратил буквы за это время или успел приобрести новые? Приведите примеры.

3. 9-11 класс Что может быть причиной изменений в графике, лексике, грамматике и стилистике нашего языка? Социально-исторические процессы? Государственные реформы в области языка? Или язык изменяется стихийно, по своим, никому не известным законам?

  Рекомендательный список литературы

для подготовки к олимпиаде по истории русского языка

(Библиотека МОУДПОС «Методический центр» г.Саров)

Составитель:  Попова Т.Г.

1.  Брагина А.А.

         Русское слово в языках мира: Книга для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1978. – 191 с. – (Мир знаний)

2.  Василенко И.А.

         Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Учпедгиз, 1956. – 272 с.

3.  Ветвицкий В.Г. 

         Современное русское письмо: Факультативный курс: Пособие для учащихся

/ В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с.

4.  Гвоздарев Ю.А. 

         Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1988. – 192 с. – (Мир знаний).

5.  Дементьев А.А.

         Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка: Учебное пособие для педагогических институтов. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 188 с.

6.  Журавлев А.П.

         Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

7.  Колесов В.В.

         История русского языка в рассказах. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с. – (Мир знаний).

8.  Моисеев А.И.

          Звуки и буквы, буквы и цифры…: Книга для внеклассного чтения учащихся

8-10 кл. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с. – (Мир знаний).

9.  Мокиенко В.М.

          Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990. – 160 с.

10. Новиков Л.А.

          Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с: ил. – (Б-ка Детской энциклопедии «Ученые - школьнику»).     

11. Откупщиков Ю.В.

          К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – Л.: Просвещение, 1968. – 160 с. – (Изучаем русский язык).

12. Шанский Н.М.

        В мире слов: Книга для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.