Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Духовно – нравственный вакуум как одна из причин разрушения межэтнических отношений

24 ноября 2013 года

Духовно – нравственный вакуум как одна из причин разрушения межэтнических отношений

Т.И. Чиркова

НГПУ им К. Минина, Н. Новгород

 

В истории государства Российского межэтнические отношения (МО) претерпевали драматические периоды обострения и периоды относительного спокойствия. Современное состояние теоретической и практической разработки проблем МО характеризуется довольно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, признанием чрезвычайной актуальности их решения и многообразием направлений практико-ориентированных исследований[1], а  с другой – теоретическая неопределенность, недостаточная систематизация методологических основ изучения МО,  в частности, не реализуется принцип фокусирования методологического анализа проблем МО в ракурсе и контексте исторического момента.

Ситуационно-исторический методологический анализ предполагает отражение всесторонней, объективной истории, причин возникновения противоречий в МО  современного  мира,  ошибок, иллюзий и заблуждений в их решении, а так же и предвидение перспектив будущего их состояния. Такой анализ должен быть философским, социологическим, культурологическим,  особенно в кризисные периоды; использоваться средства умозрения широкие, антропологические; общий взгляд на мир и на человека в этом мире. Методологический анализ проблем МО в психолого-педагогических науках и практиках должен быть стратегическим, а не только констатирующим, или прогнозирующим тенденции развития, но раскрывающим активную позицию в решении задач научных, теоретических и эмпирических исследований [11].

Следует сразу же отметить, что решение проблем нормализации МО должно осуществляться на всех уровнях социальных структур, причем каждый из них реализует свои функции и возможности. И только единство и теснейшая (синергическая) их взаимосвязь может дать эффективные позитивные результаты. Что касается системы образования, то ей принадлежит особая роль в решении этой проблемы. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания всех субъектов образовательного пространства. В Национальной доктрине образования РФ сформулированы задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Понятие «духовно-нравственное» развитие широко употребляется в характеристиках личности, воспитании, поведении, в оценке всех видов деятельностей человека. Сущность этого понятия составляют два теснейшим образом взаимосвязанных конструкта: «духовность» и «нравственность». 

Под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях, представляет собой внутренние, особые качества, которыми руководствуется человек - этические нормы, правила поведения. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

Суть нравственного – то, что считается «добром», самый важный и существенный фактор общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Понятия «нравственность и мораль часто рассматривают как синонимы. В какой-то мере это правомерно, но между этими понятиями существуют и определенные различия. Мораль - это добровольное самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством. Мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль. Нравственность отражает общечеловеческие ценности, остается вечной категорией, определяющей аспекты культуры, дающей общее основание человеческой деятельности личности и общества в целом.  

Анализ некоторых причин разрушения межэтнических отношений в современном мире

Спектр этих причин настолько многообразен, что не представляется возможным даже контурно их все обозначить, поэтому ограничимся кратким анализом только некоторых психологических причин, прекрасно осознавая и признавая значимость социально-экономических, политических, культурных, религиозных причин, приведших современное состояние МО в мире к границам крайней опасности.

Исторические факты и реалии современности убедительно доказывают, что разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к кризисам не только в сфере социальных отношений, но и экономических, политических. Поэтому общественные и нормативно-правовые структуры стремятся регулировать, нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры [6,5,9,11]. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, уязвимости неожиданными опасностями, от дезорганизации и распада.

В тех социальных сообществах, где нравственные основания переживают длительный кризис, особенно отягощенный межнациональным расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном состоянии риска. Толчком к смене нравственных идеалов может быть рост дискомфортных состояний большинства членов сообщества, вызванных материально-бытовыми, экономическими, юридическими условиями; недоброжелательными межличностными, производственными отношениями; неудовлетворенностью в  реализации своего творческого потенциала и т.д. и т.п. Все это  - значимые причины разрушения духовно-нравственной сферы человека.

В контексте обсуждения психологических причин разрушения МО представляется важным выделение закономерностей действия вакуума в конструкте духовно-нравственного личностного развития. Термин «духовный вакуум» (от лат. vacuum - пустота) употребляется для обозначения кризиса социальной и национально-культурной идентичности, национального самосознания, сопровождаемый чувством тревоги, страха, ощущением обреченности, "бездомности" «опустошенности» и потерянности человека в мире. Этот термин широко используется в социологии, психологии, педагогике, культурологии, различных религиозных учениях и духовных практиках[2]. Духовно - нравственная пустота человека сравнима с картиной зарослей бурьяном, чертополохом некогда плодородной пашни. «Природа не терпит пустоты». На месте всего, что разрушилось, всегда появляется нечто новое. Оно может быть либо позитивным, либо негативным[3]. Сила, направленность разрушения подчиняется законам управления[4] и самоуправления.

 Особое место в разрушении структуры духовно-нравственного  развития человека и человечества в целом занимает отношение к детям, женщине, материнству[5]. В национальных культурах, в различных религиях по существу есть много общего в этом плане. В норме, на глубинном уровне – это отношение гуманное, ценностное, составляющее сущность продолжения рода человеческого. (Невозможно представить более жуткой картины хаоса и разрушения, что будет со всеми человеческими достижениями в науке, техническом прогрессе, в цивилизации через сто лет, если женщины всего мира вдруг перестанут рожать детей!). Не случайно, разрушительные технологии, направленные на переустройство Мира, мощно используют разрушение нормы детородной функции человека. (Это и технологии «сексуальных революций»; и усиленная пропаганда представлять сексуальную патологию, отклонения как норму; и одобрение добрачных связей, абортов; разрушение многовековых традиций девственности и т.д. и т.п.). Ошибки (случайные, а иногда и специально создаваемые) решить проблему полового воспитания молодежи обернулись демографической проблемой. Пустота нравственно-духовных ценностей заполнилась вседозволенностью,  распущенностью и стала угрозой разрушения государств[6].

Принципы духовно-нравственного воспитания

С позиций психологических закономерностей поведение человека, его формы активности или пассивности, уровни осознанности и понимания не являются простыми кальками отражения внешнего мира. Основной закон, сформулированный  в отечественной психологии, гласит: «Все внешние воздействия преломляются через внутреннюю среду»[7]. Следовательно, в решении проблем отношений между людьми условно можно выделить два взаимосвязанных и находящихся во взаимном дополнении направления. Первое - государственное нормативно-правовое управление политическими, экономическими процессами. Второе – целенаправленное психологическое воспитание[8], подготовка людей к адекватному, полноценному восприятию окружающих событий и осуществлению продуктивной, без конфликтов коммуникативной деятельности в полиэтнической среде [10].

Важнейшим законом нравственного становления является трансформация любых социальных явлений (позитивных или негативных) в сознании человека и поведении, которые приобретают самостоятельность и автономность во внутреннем мире человека, раскрывая его индивидуальность и неповторимость. Но это только при условии его максимальной активности, «работы души» над самим собой, «присвоение»[9] нравственных норм поведения и взаимоос другими людьми. Если этого не произойдет,  то человек будет, в лучшем случае, просто знать, но не руководствоваться в своей жизни этими знаниями. «Нравственный человек, поступает так, а не иначе, не из-за страха наказания, или выгоды. Он поступает так, потому, что не может поступить иначе».

Для духовно-нравственного развития личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образцом его жизни. Основу этого составляет - оптимальная активная социализация, глубокое познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств поведения.

Список использованной литературы

  1. 1.     Алфавит духовный Святителя Димитрия Ростовского в русском переводе Епископа Иустина. М.: Паломник, 1991. 
  2. Бочарова, И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс.  канд.фил.наук. - Воронеж, 1998 .
  3. Василюк, Ф.Е. Молитва – молчание – психотерапия // Культурно-историческая психология. 2005. №1. – C. 52-56.
  4. Гусева, О. Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и в условиях моноэтнической среды / О. Ю. Гусева // Журнал прикладной психологии. — 2003. — № 6. — С. 38—43.
  5. Гусельцева, М.С. Взаимосвязь культурно-аналитического и историко-генетического подходов к изучению социализации и становления идентичности в психологии // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 2. URL: http://psystudy.ru
  6. Девульф М.Дж., Андреа Л. Лайтон М.А. Поддержка позитивного поведения в психологической науке и образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: http://psyedu.ru/
  7. Кара-Мурза, С.Г. Россия: кризис мировоззренческой основы общества // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 5. — С.3-16.
  8. Курапова,  И. А. Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания  у педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009, №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-determinanty-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov.
  9. Козлова, Ю.Б. Роль православия в духовно-нравственном развитии общества. // Мировое сообщество. Проблемы и пути решения-1999. -№3. С.40-57.

10.  Уруджева, И. Ш. Межэтническая толерантность и позитивная этническая идентичность как условия успешной адаптации мигрантов к новой социокультурной среде // Вестник Высшей школы «Алма Матер». — 2013. — №3 — С. 35—39. 

11.  Чиркова, Т. И. Психология разрушения: контуры методологического анализа // М. : Известия РАО, 2012. № 3. С. 99-106.

12.  Щюре, Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Второе исправленное издание. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Совместное советско-канадское предприятие СП «Книга-Принтшоп», 1990. - 419 с. 

 

© Чиркова Т.И., 2013

 

Сведения об авторе

  1.  

Участник

Чиркова Тамара Ивановна

  1.  

Город

Нижний Новгород

  1.  

Место работы

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина  (НГПУ им. К. Минина)

  1.  

Должность

Профессор кафедры социальной и организационной психологии НГПУ им. К Минина

  1.  

Ученая степень, звание

Доктор психологических наук, профессор.

  1.  

Название доклада

Духовно – нравственный вакуум как одна из причин разрушения межэтнических отношений

  1.  

Контакты:

tm.ch@mail.ru

 (831) 439-01-47

 


[1] Много исследований посвящено изучению проявлений межэтнической толерантности/интолерантности, а также взаимосвязанных с ними личностны качеств [4, 10]. В настоящее время противоречивая сложность и острота межнациональных отношений поставила эту проблему в ранг государственной безопасности.

[2] Куфар — Куфр (от араб. ??? ‎‎ сокрытие) в исламе неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога [Википедия].

[3] Из истории можно привести массу примеров. Например, Э. Шюре так описывает гибель Римской империи. «Вместе с цезарями, наследница Вавилона, Римская Империя, налагает руку на весь мир. И во что обращается римская государственность? Правящая власть уничтожает всякую общественность» создает военную диктатуру в Италии; вызывает лихоимство своих представителей и ростовщиков в провинциях. Победоносный Рим ложится вампиром на труп античного мира. И вот при ярком дневном свете  развертывается  римская оргия с ее вакханалией разврата, пороков и торжеством преступлений… Она выступает с похотливыми пародиями на мистерии; она завершается римским цирком, где дикие звери бросаются на обнаженных девственниц, мучениц за веру, при громких криках восторга двадцатитысячной толпы…» [12, С. 345-346].

[4] Сейчас в разрушении государственных, экономических, политических систем используются разные технологии, но наибольшей популярностью пользуется технология «управляемого хаоса» [Кара-Мурза].

[5] У французов есть поговорка: «Если жизнь женщины до сорока лет не заполнится детьми, то потом она заполнится химерами». Только духовно-нравственная пустота может породить использование мата,  содержание слов,  которых имеет в своей основе самое святое слово для человека – Мать. Негативное воздействие мата оказывает воздействие не только на того, кто произносит, но и на всех тех, кто его слышит, находясь вблизи.

[6] Это проблема нехватки трудовых ресурсов, а, следовательно, нерегулируемые эмиграционные потоки. Безлюдность обширнейших районов Сибири и Дальнего Востока, на стратегических картах которых иногда отмечается вместо населенных пунктов «зимовье, изба, сарай».

[7] А.М Горький написал: « В мерзостях человеческой жизни, я сумел сохранить чистую душу».

[8] Святитель Феофан Затворник - «Воспитание из всех святых дел – самое святое». Воспитание  души подчиняется другим законам в сравнении с питанием тела. Но есть и нечто общее. Например, «пища» должна быть непременно доброкачественной; процесс питания – осуществляется успешно только при максимальной активности самого субъекта; по уровню развития личности «питание» должно регулироваться сознательно и произвольно, упорядоченно и систематически и т.д.

[9] Термин «присвоение опыта», введенный в психологию развития личности Л.С. Выготским, означает, что нельзя человеку просто передать социальный опыт. Его только можно присвоить путем собственного переживания, понимания, осмысления, признания его значимости, включения в структуру смысложизненных ориентаций.  

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.