Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Актуальные методы духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе технического вуза

26 ноября 2010 года

Оксана Валерьевна Савченко, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ. Тезисы к докладу на секции "Духовно-нравственное воспитание в современном вузе".

Необходимо подчеркнуть важность изучения гуманитарных дисциплин в современном образовательном процессе. В то же время эффективность этого процесса определяется той аксиологической системой, в рамках которой строится преподавание. В современном техническом вузе, как вы понимаете, эта проблема стоит особенно остро.

Сегодня представляется актуальным формирование единой концепции аксиологической безопасности в рамках всей системы национального образования и, тем более, для образовательного процесса в ядерном оружейном и энергетическом комплексах. Единая концепция позволила бы эффективно формировать позитивную систему ценностей будущих граждан страны, которая бы основывалась с одной стороны, на национальной традиции и, с другой стороны, отвечала бы современным требованиям к профессионалам отрасли.

Как уже было подчеркнуто, национальная культура основывается на религиозных ценностях.

Если рассмотреть систему религиозных ценностей, то видно:

1.     Ценности религии и конфессии:

a.     формальные принципы системы ценностей – умение выстраивать верные приоритеты;

b.     содержание – конкретно важно, не любые и все одинаково работают.

2.     Вера дает:

a.      внутреннюю опору и способность создать свое счастье;

b.     Умение постигать внеличностный опыт – стремление к истине – что важно для ученого.

3.     В принципе, умение выстраивать систему терминальных и инструментальных ценностей:

a.     верное соотношение между ними;

b.     средства не превращаются в цели;

c.     верное умение использовать данные ресурсы: приумножать для всех, а не делить для себя.

4.     Именно христоцентричное содержание православных ценностей сформировало русскую национальную культуру:

a.     Любовь – направленность воли к добру;

b.     Справедливость как любовь, а не как наказание;

c.     Добра без Бога не бывает, насильственное Добро – есть Зло;

d.     Личностный рост несмотря на социальное происхождение ;

e.     Служение Богу, Отечеству, Делу.

Диакон Андрей Кураев в одном из своих интервью подчеркнул, что курс  «Основы православной культуры» – о мотивах и ценностях, о смысле, о представлениях человека о мире, а не об иконах и храмах.

Это – некоторые вопросы, которые ставят актуальные проблемы изучения религиозных ценностей в современном образовательном процессе.

Часто приходится слышать: Достаточно русской литературы и искусства 19 века:

Нет. Это – виртуальная реальность. Нравственности не учит. Жизни научить нельзя по придуманным книжкам для взрослых. Эффективное мировоззрение – результат волевого целенаправленного действия в рамках верных ориентиров, проверенных страшим поколением. Послушание, смирение, терпение. Тем более, что все это в учебном процессе вуза отсутствует.

Далее я хотела рассмотреть некоторые особенности субкультуры научно-технической интеллигенции, которые хорошо корректирует православие:

  • слабая рефлексивность (жесткая колея жизни, нет инструмента, человеческие проблемы чужды – отработал и все);
  • рационалистический нигилизм (вера в человеческий разум, отрицание чувств);
  • границы, мешающие широте картины мира;
  • слабая экзистенциальность – трудоголики в коллективе постоянно в работе вперед = отработал и все (делать больше быть, иметь не важно – выпустили из концлагеря – вымерли, молодежь бежит);
  • отрицательные эмоции как неизбежный спутник неэффективности;
  • магия техники – из-под рациональной оболочки проступает бессознательный архетип магического поведения;
  • отношение к искусству как новым развлечениям, гностицизм, а не экзистенцинционализм, непонимание сути вопроса.

Методы, которые я использую в своей работе:

1.     История Отечества:

a.     Генеалогические деревья – анализ истории рода;

b.     Интервью с пожилым человеком;

c.     Доклад – обзорно-аналитический метод.

2.     Социология:

a.     Социологический опрос – тематическое анкетирование (студенты выяснили про современную молодежь: ничего не хотят, делают, что хотят, нехотя);

b.     Социологический опрос – тематическое, биографическое интервью (визуальная антропология);

c.     Аксиологический анализ художественного произведения;

d.     Пирамиды ценностей;

e.     Методика Рокича;

f.       Доклад – обзорно-аналитический метод.

3.     Русская интеллигенция и проблемы формирования национального самосознания (элективный курс):

-     Просмотр кинематографических произведений и обсуждение (эссе).

Работа направлена на развитие следующих качеств:

1.     через реализацию целенаправленного проекта (тайм-менеджмент, предприимчивость, креативность, организованность, воля, характер, сознание, сосредоточенность);

2.     участие в диалоге (как минимум функциональная грамотность);

3.     рефлексия (примечания, приложения), аксиологическая в том числе;

4.     аксиологический анализ;

5.     понимание стандартов как регуляторов деятельности, преодоление шаблонного типа мотивации.

Важнейшими составляющими концепции аксиологической безопасности представляются те ценности отечественной культуры, которые помогли выстоять нашему народу в испытаниях ХХ века. Особенно ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны и в истории советского атомного проекта. Очень важно познакомить современную молодежь с аксиологическим наследием отечественной культуры.

Например, в СарФТИ НИЯУ МИФИ уже несколько лет реализуется проект «Моя родословная». Студенты в процессе изучения предмета «История Отечества» делают интервью со своими пожилыми родственниками или знакомыми. Важнейший вопрос – вопрос о Великой Отечественной войне. Рассказы очевидцев имеют значительный воспитательный эффект. В отчетах по интервью, студенты отмечают изменения своих представлений о жизни тех лет, о военных испытаниях и людях, которые прошли через эти испытания. Результаты проекта публикуются в городской прессе. Сейчас мы приступаем к новому проекту – Люди объекта. Данные анализа генеалогических деревьев: 18% родителей, 5% бабушек и дедушек работают во ВНИИЭФ.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.