Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Курс «Истоки» прививает доброту

29 ноября 2011 года

В школе № 12 с начала учебного года в двух первых классах начались занятия по курсу «Социокультурные истоки». Пока что это – один час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводит Светлана Викторовна Васенина, зам. директора по воспитательной работе.

Программа «Социокультурные истоки» существует более 15 лет. Сегодня изданы красочные учебники, разработаны многочисленные направления данной программы, подготовлено более 10 тысяч педагогов-преподавателей курса. В Вологодской и ряде других областей программа пользуется поддержкой областного правительства. В нашем городе это движение делает первые шаги. А быть первопроходцем всегда трудно.

У Светланы Васениной два образования – историка и психолога, она долгое время работала учителем истории и психологом в школе № 12. В марте она прошла обучение на семинаре по социокультурной программе «Истоки», который для саровских педагогов провела директор учебного центра «Истоки» из Вологды Е.Смирнова. До этого преподавание «Истоков» в нашем городе в течение нескольких лет велось только в одной школе – № 1. Светлана Васенина загорелась идеей ввести данный курс в школе № 12. И, несмотря на организационные трудности, ей это удалось.

С.Васенина: «В этом году особые условия – школы переходят на новые федеральные государственные стандарты. И родители каждого первоклассника могли выбрать несколько направлений внеурочной деятельности ребенка. В нашей школе было  предложено десять кружков по пяти направлениям: социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному, физкультурно-спортивному и духовно-нравственному. «Истоки» относятся к последнему направлению. Сама жизнь диктует появление такого курса, потому что он прививает детям доброту и чистоту помыслов.

Мы опасались вопроса родителей: «Это – религиозный или светский предмет?» Некоторые люди с еще советских времен сохраняют воинствующе атеистический настрой. Поэтому когда я пришла на родительское собрание представлять курс (а мне очень хотелось, чтобы он был введен), то я первым делом сказала родителям, что это – чисто светский курс. Действительно, там есть всего несколько занятий, где упоминается храм, русские богатыри и святые земли Русской. Но ведь это – не чисто религиозное, а наше общекультурное достояние. В целом, курс направлен на то, чтобы укреплялась семья, чтобы дети были добрыми и умели общаться между собой. Этим он меня и заинтересовал.

Родители с удовольствием откликнулись, и получились довольно большие группы. В одном классе 16 из 24 человек, а в другом – 14. А у меня тогда еще не было ни учебников, ни рабочих тетрадей, только примерная программа. Большое спасибо за поддержку о.Александру Брюховцу и приходу храма Всех Святых, который оплатил покупку учебников. Наши родители приобрели только рабочие тетради на печатной основе. Учебники останутся в школе и, если преподавание курса будет продолжено, по ним будут заниматься следующие первоклассники.

Как дальше будет развиваться программа, пока неясно. В школе всего 27 часов кружковой работы на все классы. Из них два часа выделили под курс «Истоки» для первых классов. Даже не могу предположить, что будет на следующий год».

Есть и еще одна проблема, с которой сталкиваются все преподаватели школьных кружков, – перегруженность детей. В нашем беззаботном детстве мы могли позволить себе роскошь два часа идти домой из школы, находящейся в десяти минутах ходьбы от дома, по дороге пиная консервную банку. А сейчас дети после уроков посещают кружки при школе. Современная ситуация такова, что, с одной стороны, декларируется добровольность посещения кружков, но, с другой стороны, от школ требуют такой работы. Родителям тоже хочется, чтобы дети гармонично развивались и были охвачены кружковой работой, но при этом те очень устают, особенно первоклассники. Они еще приходят в школу с игрушками, катают по парте машинки. По дороге в уютный кабинет психолога, где проходят занятия, с надеждой говорят: «Может быть, нам хоть сейчас поиграть дадут…» 

С.Васенина: «Дети любят играть, поэтому христианское мировоззрение доносится в игровой форме. Конечно, на детей нельзя давить, тем более пугать Божьей карой. Я думаю, что людей во многом отталкивает такая позиция Церкви, когда истину навязывают. И многие родители об этом говорят. А в игровой форме это можно делать уже в детском саду. Мне кажется, чем раньше вводить «Истоки», тем лучше».

Светлана Викторовна показывает забавные рисунки детей, мы листаем рабочие тетради. Педагог читает детям сказки, они разучивают стихи, беседуют, рисуют, проигрывают сценки. Даже в сказках дети проговаривают проблемы, которые есть в семье. Например, ребенок из неполной семьи рассуждает: «Мама, – это самый родной человек. Потому что папы может и не быть, а мама тебя никогда не бросит». В кружке обсуждают, почему автор рассказа сравнивает маму с солнышком, почему родителей надо беречь. Дети высказывают суждения, ведь они по своему складу – маленькие философы. В современных школьных учебниках очень мало сюжетов нравственного содержания. Курс «Истоки» восполняет этот пробел. Кроме того, он предусматривает не только работу с детьми, но и с родителями, семейные праздники, на которых родители смогут познакомиться с содержанием курса. 

C 1 сентября 2011 года согласно концепции духовно-нравственного воспитания, разработанной Минобразования России, каждая школа должна написать свою программу нравственного развития учащихся. Преимущества программы «Истоки» в том, что она не только полностью совпадает с данной концепцией, но и предоставляет все необходимое методическое обеспечение. На сегодняшний день в России «Социокультурные истоки» – это единственная программа духовно-нравственного воспитания, которая полностью обеспечена инструментарием для ученика и для учителя. Это серия учебников для детей, начиная с 3-летнего возраста и кончая 9 классом.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото - М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.