Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Страхование жизни или страх смерти?

25 декабря 2013 года

«Не собирайте себе сокровищ на земле....» (Мф. 6:19)

Разговоры о ценностях, национальной традиции и культуре кажутся пустыми и неактуальными, пока не увидишь их реальной связи с жизнью.

Недавно мне позвонил молодой человек, сказал, что звонит по рекомендации моего хорошего знакомого, и пригласил на деловую встречу. Он оказался агентом крупной зарубежной компании по страхованию жизни. В офисе – светло и пусто, на плакатах – красивые люди с ослепительно белыми зубами. В течении получаса менеджер рисовал мне график моих предполагаемых доходов и расходов, предлагал планировать поступление в вуз детей, разные покупки и т. д., а по достижении на оси абсцисс точки выхода на пенсию кривая доходов вдруг резко ушла вниз... Вырисовывалась очень трагичная картина, как я, со своими привычками к определенному «уровню жизни», стою, старенький и одинокий, «у разбитого корыта».

Суть предлагаемой им схемы следующая: в течении активного периода своей жизни вы отдаете компании 10 % своего дохода; при выходе на пенсию, вам возвращают всю сумму, да еще с процентами, а при несчастном случае родственники получают крупную выплату. Молодой человек рассуждал очень логично, убедительно и постоянно просил меня с ним соглашаться, поскольку «весь цивилизованный мир на Западе уже давно использует эту схему страхования жизни», а меня не покидало чувство дискомфорта. Почему? Почему сотни лет на Западе эта схема активно работает, а в России – нет? И почему несмотря на «цивилизованность» европейцев коренное население западных государств стремительно вырождается? Ведь и у нас люди веками старели, неожиданно умирали, теряли трудоспособность... Значит, есть традиционные средства решения проблемы.

Наша национальная культура и традиция основаны на православном мировоззрении. Соборность, общинность, взаимопомощь, милосердие, доброделание, жертвенная любовь, несение своего креста вслед за Христом, доверие Ему, терпение, смирение в трудных обстоятельствах – вот что веками помогало и помогает русскому человеку. Мы не «плывем по течению», не на «авось» уповаем, мы стараемся верить, т. е. доверять Богу и, в своем роде, тоже планируем свою жизнь, но только не на 30-40 лет до пенсии, а гораздо дальше – на вечность, помня о жизни после жизни. А предлагаемая схема страхования основана совсем на других ценностях – материальных.

Когда общество – совокупность конкурирующих личностей, для каждой из которых важны: карьера, уверенность в завтрашнем дне и поддержание определенного уровня жизни (ведь ты этого достоин!), тогда старость или болезнь, не говоря уже о смерти, вызывают страх и желание подстраховаться. Примечательно, что индустрия страхования жизни начинает развиваться в Европе в XVII веке, как раз после появления прагматичного протестантизма, все дальше отстоящего от православия. Первая специализированная фирма появилась в Англии и называлась «Общество достойной жизни». Именно это словосочетание можно встретить теперь в любой нашей предвыборной компании. Причем независимо от политических убеждений все – от сторонников партии власти до ярых ее противников – в своих программах говорят об этой «достойной жизни». Видимо это и есть наша национальная идея. Но достойной кого или чего? Как отличается горделивое чувство самолюбивого достоинства от осознания своего недостоинства, присущее людям, ищущим святости. Интересно, если бы современные приоритеты были у предыдущих поколений, смогли бы они одолеть «непобедимую армию» Наполеона, пережить две мировые войны, восстановить страну, осуществить полет в космос и, несмотря на грандиозные демографические потери, выжить как нация, как русский народ?!

Таким образом, нам предлагают не только услугу, нет! Предлагается принять чуждую систему ценностей, согласиться с ней. И традиционную церковную «десятину» отдать не на добрые дела, а «чужому дяде», который потом (если доживешь) даст тебе «бочку варенья и корзину печенья» (или 30 сребреников, кому что больше нравится).

Да простят меня те, кто не работает и зарабатывает, а служит и получает скромное жалование и согласился копить пенсию по описанной выше схеме, чтобы и в старости иметь возможность помогать ближнему. Имея стабильную работу в теплом офисе с фикусом и крепкое здоровье, мне легко рассуждать. У каждого своя ситуация.

Служить Богу можно и нужно не только «имением своим», но и всей жизнью. Апостол Павел пишет: «И если раздам я все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). А ведь любовь и есть показатель нашей верности Христу: «По тому все узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (1 Ин. 4:7). Ко всему надо подходить рассудительно, потому что одно и то же действие может иметь разные цели и быть одним во благо, другим – в погибель. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13).

Нелишним также будет вспомнить слова о. Иоанна Крестьянкина, вошедшие в книгу «Опыт построения исповеди»: «Может, кто из вас, кающихся ныне, собирает деньги ради денег или, не доверяя Промыслу Божию, копит деньги на «черный день»? Кайтесь Господу! И спешите употребить этого злого идола, эти злые накопления на добрые дела».

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Алексей Голубев

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.