Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Епископ Августин: «Для процветания России нужно просвещение людей»

5 августа 2023 года

1-2 августа Саров посетил епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов), который совершил праздничные богослужения в Свято-Успенском мужском монастыре. Пользуясь случаем, мы задали ему несколько вопросов.

— Дорогой владыка! Каждая епархия имеет свое лицо. В чем вы видите приоритеты своей архипастырской деятельности в вверенной вам Городецкой епархии?

Я думаю, что ответ на этот вопрос заложен в том, что мы видим сегодня в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Дивееве и Сарове. Митрополит Георгий сегодня показывает для меня и для многих других образец того, что нужно в наше время. Нам нужно возродить то, что здесь некогда было, а ныне утрачено, даже фундаменты разрушенных церквей. Государство должно возродить свое, а мы — то, что принадлежало Церкви.

Поймите, благосостояние народа складывается не только из жилых и общественных зданий, продовольствия, дорог, транспорта, но также из храмов, часовен, произведений церковного искусства и православных святынь, которые тоже нужно вернуть. И параллельно перед нами стоит задача просветить наш народ, который в массе своей крещен, но не просвещен.

У меня нет таких сил и возможностей, как у митрополита Георгия, чтобы возродить все, о чем плачет моя душа. Мы делаем это, но в гораздо меньшем масштабе, чем в Нижегородской епархии. Возрождаем отдельные элементы, штрихи. Нам остается хотя бы народом заниматься. Мы придаем большое значение катехизации и воцерковлению, исповеди, соборованию, которые у нас проходят особым образом. Это постоянное делание. Для меня важно, чтобы у нас было больше монахов, которые станут священниками. У нас все монахи учатся. И даже те священники и монашествующие, которые окончили духовную семинарию, продолжают учиться в магистратуре и получают светское образование, которое открывает более широкие возможности работы с людьми и преподавательской деятельности.

Еще одно направление деятельности — возрождение приходской жизни, потому что сегодня часто храм есть, службы в нем проводятся, а прихода нет. Еще не во всех приходах есть постоянно действующие приходские школы (не надо их путать с воскресными школами, которые работают один день в неделю). Приходские священники как люди семейные и хорошо знающие проблемы домашней жизни и воспитания детей, должны заниматься народом, а не просто — послужили и ушли.

Мы создаем и опробуем огромное количество образовательных, просветительских, миссионерских программ, которые затрагивают и культуру, и науку. Проводим международные конференции, плотно работаем с учебными заведениями, учреждениями культуры, со всеми слоями населения, и для каждого из них создана своя образовательная программа. За 10 лет моего епископства мы апробировали 77 различных программ, которые охватили многие тысячи людей. Запустили бесплатный онлайн курс «Путь к Жизни» — о самосовершенствовании человека (http://putkzhizni.ru/), в нем приняли участие жители 25 стран мира.

Думаю, что сегодня более важного дела для России нет, если мы желаем ее процветания. Мы видим пример из истории, как после Октябрьской революции Россию возродили, ведь Россия была ядром Советского Союза, огромной страны с населением 285 млн человек. Но возродили только материально, внутри не хватало духовности, и через 69 лет страна рухнула без единого выстрела.

— Многие монастыри зарождались в глуши, а теперь находятся в городах. Какие задачи стоят перед ними помимо монашеского делания, чем они могут помочь современным горожанам?

— Только просветительской и миссионерской деятельностью. В Городецкой епархии сейчас четыре монастыря, с богатой и древней историей. В настоящее время в Высоковском Успенском мужском монастыре насельники совершенствуются в уединении и молитве, а Феодоровский мужской монастырь в Городце и возрождающиеся женские обители — Свято-Троицкая в с. Белбаж и Крестовоздвиженская в д. Быдреевка — занимаются просвещением населения: обучением, воспитанием и развитием.

— Ваше Высокопреосвященство, вижу у вас на панагии изображение прп. Серафима Саровского. Каково значение этого святого в вашей жизни?

Я начал ездить в Дивеево с конца 1980-х годов, еще будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры. И я видел с самого начала, как по молитвам прп. Серафиму Саровскому возрождался Серафимо-Дивеевский монастырь — Четвертый удел Божией Матери. Ведь батюшку Серафима еще при его земной жизни все время сопровождала Пресвятая Богородица, которая не только 12 раз являлась старцу, но и была его небесной Покровительницей. И в моей жизни было очень много глубоко личных событий, о которых я не смею говорить сейчас, связанных с пребыванием в Дивеево. Батюшка Серафим настолько близок!

Велико значение духовных вождей народа: равноапостольного князя Владимира, прп. Сергия Радонежского, Игумена земли Русской… А батюшка Серафим уникален тем, что прошел все виды монашеского подвига. Он не выходил на общественное служение, пока не завершил их и не состоялся как духовная личность. Причем он вышел к людям не по своей воле, а потому, что Пресвятая Богородица призвала его к духовничеству. Здесь, в Сарове, к Преподобному приходило ежедневно до тысячи человек, это какой надо обладать силой! И даже такой великий святой иногда признавал: «Сегодня я говорил от себя». И когда он чувствовал, что говорит от себя, уходил на Ближнюю или Дальнюю пустынки, чтобы в уединении усилить молитву.

Сегодня мощи батюшки Серафима находятся в Дивеево, потому что он окормлял сестер обители, но вся его жизнь проходила в Сарове. И я счастлив, что Господь по Своей величайшей милости дал мне послужить здесь в эти праздничные дни!

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.