Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Благословленный Богом союз

22 мая 2012 года

Иерей Александр Брюховец отвечает на вопросы о христианском понимании брака и таинства венчания, заданные во время встречи с молодежью.

– Говорят, что в современном обществе традиционная семья отмирает, и все формы семейной жизни – равноценны. Почему христиане с этим не согласны?

– Христиане опираются на авторитет Священного Писания. Уже в первой книге Библии «Бытие», где говорится о сотворении Адама, мы встречаем слова: «Нехорошо человеку быть одному». Далее сказано, что среди всех живых существ ему не нашлось достойного помощника. Тогда Бог навел на Адама сон и из его ребра произвел жену. Адам ее увидел и воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»… «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Господь Иисус Христос в Новом Завете добавляет к этим словам заповедь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Поэтому соединение мужчины и женщины в браке – это самим Богом установленный, благословленный и нерасторжимый союз. Такой идеал дает нам Библия. А апостол Павел, развивая тему брака, говорит, что муж и жена – одна плоть: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». А жена должна быть покорна мужу. Многих смущают слова «да убоится мужа». Но они всего лишь означают почитание мужа как главенствующего в семье. В Библии брак вознесен до такого высокого достоинства, что уподоблен отношениям Христа с Церковью (народом Божьим). Мужья так должны любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь, предав Себя на смерть ради нее. А таинство венчания освящает брачный союз.

Почему венчанные браки тоже распадаются?

– В 1990-е годы молодежь ринулась венчаться, чтобы, во-первых, приукрасить свадьбу, а во-вторых, идя навстречу пожеланиям родителей, которые усматривали в этом гарантию семейного счастья и нерасторжимости брака. А потом пошла волна разводов, которые в нашем городе достигают 70-80 % от числа заключенных браков. Это затронуло и венчанные браки. Оказалось, что венчание не спасает семейную жизнь от распада. Дело в том, что любое церковное таинство, любое благословение Божие – это не магия, которая действует помимо нашего участия и воли.

Любовь  Божия к нам проявляется в том, что человек рождается свободным, и Бог всегда уважает нашу свободу. Поэтому мы должны употребить усилия, чтобы принять Его дары, приложить труд земледельца, чтобы брошенное в нашу душу семя принесло обильный плод.  В таинстве венчания Господь дает нам возможность достичь того, чего мы просим в венчальных молитвах: жить в любви и согласии; чтобы наш дом был исполнен всякой благости – материальной и духовной; чтобы семья от избытка преподавала эти блага окружающим; чтобы жена рожала детей; чтобы супругам дожить до старости и увидеть внуков. Господь дает нам в душу семя благодати, а наша задача – его вырастить. Результат всякого дела зависит от наших усилий. Нет такого брака, который бы не проходил через испытания. Если человек правильно понимает, для чего нужна семья, и какая ответственность возложена на него, то он обращается к благодати, данной ему в таинстве венчания, и преодолевает все подводные камни. Тогда брак, как выдержанное вино, достигает крепости и аромата.

Венчание значимо для того, кто не только формально крещен, но и живет по своей вере. Его брак питается церковной благодатью, черпая силу в таинствах и молитве. Он строится на принципах, которые утверждены Церковью. Если же супруги не знают или не придерживаются этих принципов, о какой благодати венчания тогда говорить? Мы не отторгаем людей, которые хотят обвенчаться, какая бы степень веры у них ни была, но все же стараемся провести их через два таинства: покаяния и причащения. В покаянии человек примиряется с Богом, получает очищение и прощение грехов. Только в чистую душу может излиться спасительная сила или благодать. А в таинстве причащения люди соединяются со Христом. При этом наши тела становятся храмом Божьим. Если в дальнейшем супруги стараются укреплять свой брак, то благодать венчания для них – подспорье, помогающее переосмыслить жизнь и отношения со своим избранником.

– Можно ли обвенчаться до регистрации брака в ЗАГСе?

– До революции это осуществлялось одновременно во время церковного венчания, поскольку тогда в церкви регистрировали акты гражданского состояния. Потом венчание и регистрация были разделены. Сейчас по церковным канонам мы венчаем только те пары, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе. В требнике, которым пользуется священник, говорится о том, что он «должен сделать розыск». Т.е. он должен опросить родителей и самих венчающихся, не состоят ли они в родстве, не обручены ли с кем-то другим. Сейчас необходимость проверок ложится на ЗАГС. Поэтому если люди уже расписались, священник может быть уверен в серьезности их намерений. Порой случаются курьезные случаи. Например, мужчина среднего возраста привел девочку 17-18 лет и попросил их обвенчать, потому что они друг друга любят. Но, как оказалось, ее родители не знали об этой любви, а у него была жена и дети. Как же я их обвенчаю, если это – греховное сожительство, блуд, который является смертным грехом?

Когда священника приглашают освятить квартиру, он постоянно сталкивается с ситуацией, что там живут люди, не состоящие в браке. Некоторые живут так уже много лет и расписываться не хотят. Что же им мешает оформить отношения? Мужчина, скорее всего, боится ответственности. Поэтому девушка опасается предложить расписаться, чтобы он от нее не ушел. Церковь должна назвать грех своим именем. Мы не освящаем их жилье для того, чтобы люди задумались и поняли несовместимость Божьего благословения  и греха блудного сожительства. Чтобы они изменили свою жизнь. 

– Почему сейчас с такой легкостью разрушаются семьи?

– Очень часто на исповеди возникают вопросы взаимоотношения супругов в семье: разделение обязанностей, конфликты и обиды друг на друга. Поймите, через это проходят все. Но если человек понимает смысл своей жизни и ответственность перед Богом, то он на это смотрит по-другому. Сейчас многие неправильно понимают слово «любовь» – как  влюбленность. В Библии говорится, что Бог есть любовь. Служение Христа есть любовь, потому что Он, безгрешный, пришел в мир, чтобы умереть за грешников и искупить человеческий род. В христианском понимании любовь – это жертвенность: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Это значит, что не мы должны что-то требовать от супруга, но сами давать, уступать. И со временем, когда пройдут первые яркие чувства и начнется будничная рутина, постепенно будет вызревать другое, более глубокое чувство духовного единства. В таких семьях с годами все более проявляется то, что два человека – это действительно одна плоть. А в других семьях брак уже исчерпал себя, у мужа одни интересы, у жены – другие, дети выросли и уехали, и супругам бывает даже не о чем поговорить…   

– Как быть, если люди развелись, но они были венчаны в церкви?

– В Евангелии Христос допускает развод только в случае супружеской измены одной из сторон. Сейчас же существует более 10 причин, по которым Церковь может признать брак недействительным: отпадение от православия; прелюбодеяние и противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию; заболевание проказой или сифилисом; безвестное отсутствие не менее трех лет; присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, издевательства и тяжкие побои; снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга; вступление одного из супругов в новый брак; неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни; злонамеренное оставление супруга другим супругом; заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Конечно, если второй супруг согласен мириться с недостатками другого, прощать его, то развода по этим причинам может и не быть. Но поскольку в настоящее время подавляющее большинство крещенных людей не являются воцерковленными, Церковь старается проявить к ним максимум снисхождения.

В Нижегородской митрополии есть церковно-каноническая комиссия, которая рассматривает прошения разведенных людей, желающих вступить во второй брак. Такое разрешения является фактическим признанием того, что первый брак распался, и венчание потеряло свою силу. Но какого-то специального чина «развенчания», как думают некоторые, нет.

– Я слышала, что если в браке живут крещенный и некрещеный супруг, то после смерти крещенный берет на себя грехи своей половинки. Так ли это?

– Мы знаем только то, что каждый человек на Страшном Суде будет отвечать за свои грехи. А о том, что вы говорите, никто точно не знает, поэтому это всего лишь домыслы.

Апостол Павел учил, что если один из супругов пришел к вере, то такие браки расторгать не надо, потому что неверующий муж освящается верующей женой и неверующая жена – верующим мужем. Он говорит о том, что многие, видя кротость и веру своих жен, были покорены и обращены в веру. Поэтому такой брак Церковь признает и верующего супруга допускает к церковным таинствам.  

– Может ли такая пара венчаться?

– Если будет обоюдное согласие сторон. Но нужно учесть, что в Церкви венчают только крещенных и верующих людей. Иногда не хочется венчать людей, которые не понимают смысла этого таинства или руководствуются каким-то расчетом. Конечно, стараешься хорошо думать о людях, но порой все же приходиться им отказывать. Вспоминается случай, когда после венчания женщина родила ребенка и сразу прогнала супруга. О чем она думала, когда давала обеты венчания? Мне кажется, некоторые люди ищут в Церкви какую-то магическую помощь, как будто Бога можно обмануть.

– Можно получить в Церкви какие-то разъяснения о таинстве венчания?

– Священники проводят беседу с желающими венчаться, иногда – не одну, исповедуют и причащают, а потом уже допускают к таинству.

– Отличается ли чем-то чин венчания для новобрачных и для супругов со стажем?

– Для людей, которые прожили в браке много лет, обрели веру и желают обвенчаться, есть чин благословения супругов. Он не такой торжественный и продолжительный, по сути – упрощенный чин венчания. А для тех супругов, которые вступают во второй или в третий брак, чин венчания также отличается. Там нет свечей, венцов, символизирующих воздержание чувств до брака, белого платья – символа чистоты и непорочности невесты. Чин второго брака не такой радостный, но более покаянный. Мы молимся о том, чтобы Господь, снизойдя к немощи этих людей (чтобы они не впали в худший грех), благословил этот законный союз. Больше трех браков Церковь не признает. Поэтому царь Иоанн Грозный, имевший больше трех браков, был отлучен от церковного общения, не причащался.

– А если один из супругов вступает в первый брак, а другой – во второй?

– Идеалом является только первый брак, являющийся образом союза Христа и Церкви. Но если хотя бы один из супругов венчается впервые, то все происходит по полному торжественному чину. Но от второй стороны требуется покаяние и осознание  преступления перед своей половинкой, сохранившей чистоту. В любом случае, люди должны подходить к венчанию в определенном духовном состоянии.

– Много ли людей в нашем городе венчаются?

– В настоящее время – очень мало, за год я венчаю не более десятка пар. И то, в основном это – молодые прихожане, дети прихожан, бывшие выпускники воскресной школы. А обычная молодежь не проявляет к этому интереса.

– Я знаю, некоторые молодые люди откладывают венчание, потому что считают себя не готовыми.

– Естественен страх оскорбить Божественную благодать, который возникает от ощущения своего недостоинства. Он говорит о том, что мы благоговеем перед Богом. Но неестественно, когда человек начинает откладывать венчание. Спрашивается, ты что, не доверяешь своему супругу? Сомневаешься в долговечности ваших отношений? Оставляешь себе путь к отступлению? Это – уже не любовь, не единство. Особенно это заметно у тех, кто сожительствует, не желая ставить пресловутый штамп в паспорт. Но если мы хотим построить брак один раз и навсегда, что нам мешает венчаться?

– Может быть, это происходит от недопонимания, что же такое венчание?

– А кто мешает людям это узнать? Наверное, им это не надо, что происходит от недостатка веры. Они, скорее, не готовы войти в церковную жизнь. Обычно мы бегаем от Бога, не хотим отдать Ему свое сердце, жить по Его воле, все откладываем это на потом. Может быть, таким супругам следует начать с малого – c  того, чтобы подготовиться к причастию, начать вместе молиться. 

– Наверное, у нас вера больше внутри, мы ее не показываем.

– Вера внутри – это хорошо и присуще всякому человеку, потому что «человеческая душа по натуре – христианка». Но врожденное религиозное чувство порой приобретает разные формы и даже вырождается в суеверие. Если же мы крещены, то при крещении читается то, во что мы веруем – Символ веры. И там говорится, что мы веруем «во святую, соборную и апостольскую Церковь». Но это противоречит утверждению «я верю в Бога так, как я это понимаю». Веруй в душе во что угодно. Но если ты не приемлешь и не знаешь православной веры, то не отождествляй себя со вселенской Церковью… На самом деле, наше незнание не должно служить для самооправдания, но давать нам толчок к развитию и приобретению знания.


 

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.