Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Интервью с заместителем директора департамента образования Сарова В. Г. Мухиным

25 февраля 2009 года

После первой городской конференции по духовно-нравственному воспитанию школьников

- Как на ваш взгляд, меняется ли атмосфера в области сотрудничества Церкви и государства в духовно-нравственном  воспитании детей?
- Безусловно. Первая встреча с представителями Церкви запомнилась мне тем, что было очевидное противостояние педагогической общественности и Церкви. Как мне казалось, обе стороны были агрессивно настроены друг к другу. Сейчас этого нет. По результатам социологических опросов родителей мы видим, что все больше из них обращают внимание на духовно-нравственное воспитание своих детей. Раньше это не было приоритетом. И второй момент: в городе есть потребность и в религиозном просвещении, и в том, чтобы открылась православная гимназия.
- В понятие «православное образование» даже «продвинутые» в этой области люди вкладывают разные значения. Оно может быть и светским, и духовным. О.Николай Игошев, руководитель епархиального отдела образования, об этом сказал в своем выступлении. Предлагая родителям ответить, необходимо ли православное образование в школах, какого ответа можно было бы от них ожидать? Формулировка вопроса не корректна.
- Свой опросный лист мы составляли осторожно, не хотели допустить методологических ошибок. Думаю, что при проведении дальнейшего анкетирования надо собираться вместе, советоваться и с общественностью, и представителями РПЦ.
- Некоторые участники конференции восприняли выступление о.Николая Игошева, как агрессивное. Другим оно, наоборот, понравилось…
- Возможно, мы по–разному поняли задачи конференции. Глава администрации нас изначально старался настроить на проблематику. Он сталкивал разные позиции, разное видение «духовно-нравственного воспитания». И он показал, каким должен быть ход конференции. Может быть, мы здесь немножко не доработали. Привыкли делиться успехами. Не обеспечили достаточное раскрытие проблематики. И в этом виноваты обе стороны.  Но я вижу позитивный эффект хотя бы потому, что в такой большой аудитории мы собрались вместе.
Позитивный сдвиг еще и в том, что мне удалось побывать на Рождественских образовательных чтениях в Москве. Там выступал митрополит Климент, к которому с большим уважением отношусь. В 2007 году на Калужской конференции, которую проводил владыка Климент, были приняты важные решения в области духовно-нравственного образования. Но до сих пор они не воплощены в жизнь. Очень важно сейчас, когда будет приниматься новый стандарт образования, поучаствовать в обсуждении примерных программ для вводимой в него новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Как она будет реализована, через какие программы? Важно, как мне кажется, выпустить учебник с грифом Министерства образования «допущено» или «рекомендовано». Потому что школы могут приобретать учебники только с таким грифом. Например, курс «Основы православной культуры» не имеет такого грифа.
И все же подобная конференция для нашего города - это мощный сдвиг. Я уже говорил о проекте сотрудничества с Церковью. Раньше, год назад, это вызвало бы гул в зале среди педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. А сейчас все видят, что Церковь в принципе стремится помочь нам решить те задачи, которые у нас не получается решать в силу различных субъективных и объективных социальных причин. Никак мы не поймем окончательно, что это общесоциальная проблема –безнадзорности, распущенности, пьянства, наркомании…
- Но корень-то этих социальных проблем духовный…
- Да.
- Интерес вызвал доклад о преподавании в школе № 1 курса «Истоки». И результаты хорошие. Почему же в других школах вводится курс «История религий», а не этот, уже себя зарекомендовавший?
- Давайте подождем стандартов второго поколения, где в новом разделе «Духовно-нравственная культура» будут разработаны примерные программы для учащихся с 1 по 11 класс. Инвариантную часть регулирует федеральное министерство,  вариативную будут формировать участники учебного процесса. Каков будет запрос родителей и детей на образование, так она и будет реализовываться.
- Однако, на мой взгляд, часть родителей – уже частично потерянное, дезориентированное в ценностях поколение. Какого же запроса мы можем от них ожидать?
- Министерство в этом плане сделало грамотный ход. В области «Духовно-нравственная культура» оно предложит ряд образовательных программ, в том числе там могут быть «Истоки», «Основы православной культуры», «История религий», «Этика»… - и пусть родители выбирают. Но остаются проблемы. До сих пор учебник по «Основам православной культуры» не загрифован министерством. Мы можем сколь угодно долго говорить о том, какой это прекрасный предмет, но до тех пор, пока не будет государственной поддержки, использовать его в школе не можем.  Курс «Истоки» имеет гриф. Но в нашем городе 17 средних общеобразовательных учреждений. Правильно говорил владыка Климент: «Пока вы не сможете реализовать инфраструктуру, не обеспечите переподготовленными преподавателями, учебниками, материально-технической базой, общественным мнением (что чрезвычайно важно), пока вы не обеспечите преподавание, не надо начинать». У нас переобучено 3 преподавателя по «Истории религии», хотя у меня очень много вопросов к этому курсу. И вообще к нему много вопросов, как у людей светских, так и у воцерковленных. Две диаметрально противоположных точки зрения звучали даже на Рождественских чтениях - о том, что этот курс примиряет религии, и, наоборот, что он сеет религиозную вражду. Мне понравилась мысль Климента, свежая, которая в свое время еще у Булгакова была высказана, но между строк, что соединение науки и религии находится в том, что ученый-исследователь должен быть ответственным за результаты своего исследования. Эта ответственность заключается в нравственности. А нравственность - в народной культуре, вот – истоки!
- В народной духовной культуре?
- Я не разделяю эти два понятия. И я убежден, пока мы сохраняем последний оплот народности – язык – мы живы. Говорю это как учитель-словесник и как гражданин. Как только мы потеряем национальный язык, всё.
- Но язык наш уже обеднен…
- Однако существует много традиционных носителей языка и, кроме того, язык  - это самоочищающаяся система. «Духовность - дух», «Образование - образ», «воспитание – питание» -  важно правильно трактовать исконно русские слова. Детям это помогает проникнуть в родной язык. Поэтому на уроках об этом тоже нужно говорить. И пусть ребенок выберет. А правильно выбрать ребенок может только при чутком взрослом.
В заключение еще раз скажу, что я доволен результатом конференции. Хотя у меня много вопросов и к выступлениям, и к нашей привычке говорить, какие мы хорошие. Ну и пусть. Это первый раз. Мы впервые собрались таким составом. Были все директора вместе с завучами и свободные от образовательного процесса педагоги. Еще год назад это было невозможно. А если что-то недоговорили друг другу, это общая недоработка.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала Анна Виноградова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.