Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Работы участников конкурса "ПРАВИЛА ЖИЗНИ"

Работа №3 (Илья 5 класс)

Взрослые и дети: параллельные миры или одно человечество?

…Дети были и будут…

Дети становятся частью человечества, населения, народа,

 жителями планеты, нашими согражданами.

Януш Корчак

     Дети и взрослые… Взрослые и дети… Конечно же, одно человечество, потому что все мы люди.

     Да, все мы люди, только разные. Взрослые – большие, сильные. Им можно всё. Дети – маленькие, слабые, бесправные. Им можно только то, что позволят взрослые. «Взрослый может поднять ребенка на руки, подбросить к потолку, усадить на стул вопреки его воле, остановить, если взрослому кажется, что малыш сильно разбежался, а не послушается – дернуть или шлепнуть. «Стой здесь, не трогай, отдай, отойди, не мешай, замолчи», - приказывает взрослый ребенку. Ребенок пытается сопротивляться, а поняв, что это бесполезно, уступает и смиряется. Кто бы осмелился ударить, толкнуть или одернуть взрослого? А вот сам взрослый все может».[1]

     Да, все мы люди, только взрослые стараются всё решить за детей, не спрашивая их согласия, не считаясь с их желаниями. Взрослые повелевают, приказывают, требуют от ребенка. Со своей точки зрения оценивают его слова, поступки, намерения. Взрослые не позволяют детям быть самостоятельными, смотрят, чтобы они без них шагу не сделали… «А всем должен руководить ребенок», - убежден Януш Корчак.[2]

     Да, все мы люди, только смотрим на мир по-разному. Взрослые видят одно, а дети видят в том же совсем другое. Ребенок многого в жизни не знает, не понимает, он пытается осмыслить этот странный мир. Януш Корчак в своей книге «Право ребенка на уважение» пишет, что взрослые смеются над тем, как ребенок внимательно изучает какую-то безделушку, а он, возможно, открывает в ней что-то новое для себя. Или еще пример. Когда ребенок прыгает на диване, взрослые говорят ему: «Не прыгай, диван сломается». А ребенок не понимает, за что его ругают. Взрослые, наверное, уже забыли, как это здорово, когда тебя подбрасывает вверх и тебе кажется, что ты можешь достать до потолка. Взрослые рассчитывают каждый свой шаг, каждый свой жест, каждое слово, сдерживают свои чувства, подавляют эмоции. Дети бегают, скачут, радуются и удивляются, обо всем расспрашивают. У них близко и радость, и слезы.

     Да, все мы люди, только часто не понимаем друг друга. Ребенок считает, что жизнь полна радости. Есть у него мама и папа, они зарабатывают деньги, покупают все, что нужно. Дети не знают обязанностей взрослых, их трудностей. Поэтому, например, в магазине ребенок начинает клянчить какую-то игрушку, не понимая, что родители зарабатывают эти деньги тяжелым трудом и иногда даже не спят по ночам, так много у них работы. Взрослые считают такое поведение упрямством и любой ценой стараются подавить прихоти и капризы ребенка.

     Да, все мы люди, и каждый ребенок со временем вырастает и превращается во взрослого. И тогда он забывает, какой важный урок получил, первый раз засунув палец в розетку, упав со стула, ошпарившись об утюг. Повзрослев, он начинает следить за своим ребенком: вдруг упадет, ушибется, покалечится, испачкается, обольется, порвет, сломает, испортит, потеряет …. Он многое запрещает своему ребенку, тем самым лишая его важных уроков, которые преподносит сама жизнь.

     Да, все мы люди и все мы совершаем ошибки. Только не все можем их исправить. Если родитель с самого начала не окажется у ребенка в доверии, то он может не добиться этого в будущем. «Ребенок – существо разумное, он сам знает свои нужды, трудности и препятствия, которые встречаются в жизни. И незачем держать ребенка в строжайшем повиновении, незачем угрожать, не доверять ему и неустанно контролировать. Нужны такт, вера и взаимопонимание, чтобы вместе трудиться и вместе переживать трудности», - утверждает Януш Корчак.[3]

     Мы – люди, и взрослые с детьми могут найти общий язык. Например, если у ребенка что-то случилось в жизни, он просит помощи и поддержки, ему необходима опека взрослого. И взрослые могут его понять, потому что в их детстве, возможно, случалось такое же. «Надо понимать неопытность ребенка и относиться к нему с уважением».[4] И дети, и взрослые нуждяются в проявлении добрых чувств, нежности. Взрослые, ласково обнимая малыша, сами ищут у него защиты от своей беспомощности, неустроенности, одиночества, от своей усталости, вечных проблем и забот. О необходимости и возможности взаимопонимания между взрослыми и детьми хорошо сказал Януш Корчак: «Когда я играю или разговариваю с ребенком, то сливаются в одну две наших жизни. Когда я прихожу к детям, то сходятся вместе наши глаза и улыбки…»[5]

     Итак, дети и взрослые, конечно же, «разные миры», так как и те и другие смотрят на жизнь по-своему, но в то же время и те и другие могут быть «одним человечеством», если найдут общий язык. А это возможно, потому что каждый человек, даже в пожилом возрасте, на чуть-чуть остается ребенком.

     «Давайте же больше разрешать и доверять детям, пусть у них будет больше солнца и радости. Именно так…»[6]

 


[1]  Януш Корчак. Право ребенка на уважение // Воспитание личности. Москва, «Просвещение», 1992. С.42

[2] Януш Корчак. Неприязнь // Там же. С.51

[3] Януш Корчак. Право на уважение // Там же. С.52

[4] Там же. С.53

[5] Там же. С.55

[6] Там же. С.54

 

 

Прокомментировать

 

| Оглавление |