Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

"Роль библиотек в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения"

28 марта 2012 года

РОЛЬ  БИБЛИОТЕК В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ  ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 (ОПЫТ РАБОТЫ ЗАЛА ИСКУССТВ ЦБС им. В.  МАЯКОВСКОГО)

 

     

 Не плоть, а дух растлился  в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует…

                               Ф. Тютчев

 Слова «библиотека» и «Библия» происходят от греческого biblion - книга. И это  глубоко символично. В Писании сказано: «В начале было Слово». Словом Божьим создан небесный и земной мир.  Слово - материальное воплощение духа, человеческой мысли,  духовных плодов человеческого разума, основа общения.     Слово родило язык. Язык родил книгу. Книга родила библиотеку.  Следуя этой логической цепи, можно сказать, что библиотекам самим Богом предначертано быть хранительницами и проповедницами духовности во всех ее проявлениях, дабы внести свой вклад в сохранение связи времен, а значит и самого человека.

Вся деятельность библиотек – от маленькой сельской до  многомиллионного государственного книгохранилища – устремлена к читателю.  Чтение – неотъемлемая часть нашей жизни.   Перефразируя известное выражение можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты».

Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

 Духовный -  значит связанный с умственной, нравственной, психической деятельностью человека.  Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с   религией.   

В настоящее время делается многое, чтобы вернуть религии то место, которого она заслуживает, оценить ее  роль в формировании  духовно – нравственного облика современного  человека. Что, как не религия, способно заполнить  духовный вакуум, возникший вследствие отказа от коммунистических идей, которым  и по сей день не найдено  альтернативы, тем более содержащей нравственные начала, по которым тоскует взыскующая душа человеческая.    

В наше смутное время церковь невольно привлекает верностью заповедям Христа: «Не укради», «Не убий», своей многовековой патриотической традицией,  призывом к всеобщей любви и взаимопомощи. Поэтому вполне обосновано, на мой взгляд, введение нового школьного курса «Основы православной культуры», который  напрямую связан с историческими условиями развития нашей культуры,   с русским языком,  русской литературой и искусством. 

Путь к вере в Бога многотруден,  у каждого он свой, но всегда есть тот отправной момент, который возбуждает интерес к религии, и часто им становится книга. Это  могут быть рассказы из Священной истории, жизнеописания святых. Это могут быть и книги по искусству, в частности, по иконописи.

Художник и философ Василий Кандинский в работе  «О духовном в искусстве» писал:  «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь... Оно есть движение познания…».  «Гуманистического познания», - хочется  уточнить высказывание выдающегося мастера.

 Слова В. Кандинского  стали своеобразным девизом всей работы Зала искусств библиотеки им. В. Маяковского, в частности  и в области духовно-нравственного и эстетического воспитания детей и подростков.

 Вот уже   много лет  сотрудниками Зала проводится цикл бесед для учащихся  5-7 классов под общим названием «Творение молящейся души».  Дети узнают об основах иконописания, истории появления икон на Руси, знакомятся с творчеством великих русских иконописцев – Рублева, Феофана Грека, Дионисия, с иконографией Иисуса Христа, Богородицы,   другими типами русских икон.

В отдельную тему выделана иконография Серафима Саровского. Это живой и поэтичный рассказ о  том, как возникли иконы с изображением Преподобного Серафима, об их чудодейственной силе, о людях, которые создавали образ великого молитвенника Земли Русской.

 Священное писание  нашло отражение не только в иконописи. Сюжеты из Ветхого и Нового Завета вдохновили многих великих  художников на создание подлинных шедевров, будь то живопись или скульптура.  «Библейские сюжеты в живописи» - так называется  беседа для учащихся 4 - 6 классов. Школьники знакомятся с великими творениями Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли,  Веронезе, Тициана,  вдохновленными библейскими событиями.

Еще одна беседа – «Свет Вифлеемской звезды» – посвящен главному событию христианской истории – Рождеству Христову, воплощенному в живописных полотнах. Материалы урока затрагивают не только тему Рождества, но и Благовещенья, Крещенья, Пасхи.

           Музыкальной  иллюстрацией этого цикла служит интегрированный эстетическая беседа для  учащихся 4 - 6 классов «Согласье золотых колоколов: Образ колокола в литературе, музыке и живописи». Это популярное изложение истории колокольного звона, колокольного литья, возрождении колокольного дела в  России.

     По авторитетному мнению К. Д. Ушинского и ряда других педагогов, именно чувства, а не мысли являются средоточием душевной жизни. От чувств, через воображение, получает душа первую пищу для своего образования, поскольку дети на первых порах живут преимущественно ими. Если в душе взрослого человека имеется определенное содержание (взгляды, убеждения, предрасположения), то дети почти всецело существуют вовне — до тех пор, пока у них не установится внутренняя жизнь. Поэтому особое значение для них имеют впечатления, которые действуют на них непосредственнее и сильнее, чем на взрослых. «Сердце внутренне отпечатлевается по подобию внешних образов», — учит христианский подвижник святой Исаак Сирин. Роль искусства в этом процессе трудно переоценить.

 Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощатьоно учит пониманию и любви к другому человеку.

Чаще всего первым произведением   искусства в жизни ребенка   становится книжная иллюстрация. Творчеству замечательных художников - иллюстраторов посвящен цикл бесед для дошкольников и младших школьников «Сказки про краски» в рамках общебиблиотечной программы «Растим читателя вместе».  В настоящее время  он состоит из  рассказов о творчестве Ю. Васнецова, И. Билибина, В. Сутеева и будет иметь продолжение.  В этих беседах делается акцент на то,  как через рисунок, краски раскрывается содержание книги, характеризуются ее герои. Иллюстрация - один из основных   побудительных моментов к чтению.

  Любовь к чтению –  лишь одна сторона медали. Вторая, и наиболее значимая,  – что читать, как правильно сориентироваться в огромном море литературы и выбрать те книги, в которых не будет  агрессии, зловещей мистики, которые научать  маленького человека добру и любви.  Сделать правильный выбор   поможет  интегрированная творческая программа «Читающий город детства». Она знакомит  с творчеством русских и зарубежных детских писателей, с историей, основными традициями и разнообразием жанров устного народного творчества и в настоящее время  включает в себя более сорока тем.

 Воспитание духовности начинается в семье. Здесь маленький человек учится любить: родителей, друзей; получает первые представления о добре и зле, здесь в нем воспитывается чувство Родины и принадлежности к своему народу. 

 Чувство Родины, патриотизм – основа из основ  духовно-нравственного  воспитания. Именно поэтому в библиотеке  особое внимание уделяется краеведению,   которое ставит своей целью не только изучение истории края во всем ее многообразии,  но и восстановление прерванной связи времен, утраченных духовных ценностей, в том числе ценностей частной жизни человека, бытовых подробностей.

  Стало привычным утверждать, что возрождение отечественной культуры начинается с провинции. Российская глубинка всегда отличалась верностью традициям, не торопилась с революционным разрушением всего и вся, умела в самые нелегкие времена сохранить местный колорит.  Именно в  нижегородской провинции родились и радуют нас поныне такие шедевры народного искусства, как  хохломская и городецкая  росписи по дереву, балахнинские кружева, казаковские ювелирные украшения.

«Волшебные травы Земли Нижегородской» – так называется цикл   эстетических бесед для  младших школьников и учащихся начальных классов, который знакомит детей с историей возникновения и особенностями изготовления  изделий художественных промыслов   Хохломы, Городца, Полховского Майдана.

Народное искусство неотделимо от родной земли. Произведения, созданные умельцами, которые учились у самой природы, пленяют своей искренностью, по-детски непосредственным восприятием окружающего мира, волнуют своей древней символикой. Наиболее ярко эти черты проявляются в народном костюме,  который сложился в глубокой древности.   Любой народный костюм несет в себе особый духовный смысл. Он отражает   представления народа о красоте,  его понятия о жизни и смерти, молодости и старости, продолжении рода.  Этой теме посвящен урок эстетики «Нарядить по обряду да именем честным назвать. Костюм народов Поволжья». На наглядных примерах дети знакомятся с народным костюмом Мордовии, Чувашии, Татарии, Калмыкии, Башкирии, Удмуртии, узнают о том,  какова роль  одежды в различных народных обрядах и ритуалах.

Неповторимость народного искусства, его высокая эстетическая ценность рождают гордость своим народом, его талантами, душевностью, тонким вкусом.

 Не только край Нижегородский славится своими  умельцами.  Непревзойденному искусству  русской лаковой миниатюры посвящена  беседа для младших школьников «Искусство тонкой кисти». Это рассказ   о художественных промыслах Палеха, Федоскино, Мстеры, Жостово. В доступной для детей   форме рассказывается о том, как появились на Руси эти рукотворные чудеса: шкатулки, ларцы, броши, расписные подносы, и как талантливы люди, их создающие.  

 Живой интерес у младших школьников вызывает урок эстетики «В каждой избушке – свои игрушки». Это знакомство с удивительным, порой фантастическим миром  народной игрушки разных  уголков России, рассказ  о ее   символике, уходящей  корнями  в  языческую мифологию. 

Представление о народном искусстве было бы неполным без знакомства с лучшими образцами устного народного творчества. Цикл уроков эстетики, посвященных фольклору, начинается с  темы, раскрывающей   символику и жанровое разнообразие колыбельных песен «Спи моя радость, усни», продолжается темами  «Ах, ты песня русская» и «Самоцветная частушка», посвященными многообразию и богатству этих жанров.

Цикл мероприятий по народному искусству для младших школьников является своеобразной подготовкой для восприятия более сложных видов  изобразительного искусства: живописи, архитектуры, скульптуры, классической музыки.

 Неисчерпаем духовно – нравственный и эстетический потенциал русской реалистической живописи XIX века. Мир, предстающий перед зрителем  на полотнах   – это поэма о русском человеке, его силе и красоте, его бедах и радостях. Это песня о красоте русской природы и ее животворящей силе.

Знакомство с русской живописью начинается с путешествия в мир сказочных полотен Виктора Васнецова. Урок эстетики «Сказочник, былинник, живописный гусляр Виктор Васнецов»  - не только рассказ о картинах.  В ходе урока особенное внимание уделяется патриотизму художника, его  любви к   родине,    к русскому фольклору.  

Музыкальной иллюстрацией к этой теме служит урок эстетики «Расскажи мне, музыка, сказку» о воплощении сказочных образов в музыке Н.А. Римского - Корсакова, М.П. Мусорского, А. Лядова, П.И. Чайковского.

 Гениальному русскому пейзажисту И.И. Шишкину  посвящен урок эстетики для учащихся 7-8 классов «С природой одною он жизнью дышал». Прослеживая жизненный и творческий путь художника,  мы стремимся  раскрыть перед школьниками не только эстетическую ценность наиболее известных полотен мастера, но и  их глубинную,  нравственную суть.

Урок эстетики «Живопись сибирского размаха» знакомит с создателем грандиозных картин – эпопей Василием Суриковым. В монументальных полотнах    мастера – вся    драматичность, порою трагедийность страниц русской национальной летописи. Человек в картинах Сурикова – воплощение русского духа, силы, стойкости.

Беседа «Палитра жизненной правды» позволяет увидеть жизнь России глазами великого художника – правдолюбца В. Перова.

Творчеству Бориса Кустодиева посвящена беседа для младших школьников «Сказка о веселом художнике».  Красота народных праздников, яркие типажи русской провинции раскрываются не только через рассказ, но и через  видеоряд с изображением картин художника.

 Беседа «В пример и в поощрение потомкам». История России глазами художников» позволяет увидеть историческое прошлое нашего государства в зримых   образах, созданных кистью великих русских художников: Антона Лосенко, Вячеслава Шварца, Никлая Ге, Ивана Айвазовского,  Ввасидия Сурикова, Валентина  Серова, Василия Варещагина, Виктора и Аполлинария Васнецовых.

В основе этих  уроков эстетики лежит принцип «учения с увлечением», который ставит своей задачей взволновать детей, заставить задуматься над произведением искусства. 

«Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа», писал замечательный русский художник А.Г. Венецианов. С этими словами невозможно не согласиться. Действительно, в русском искусстве, как ни в каком другом, живопись и литература духовно  едины,  движимы одной благородной   целью – воспитание любви и добра.

То, что живопись воплощает красками, литература передает словом.

Любые классические произведения русской  литературы обладают  высочайшим воспитательным потенциалом. Все они обращены к разным сторонам нашей души, а вместе могут действенно  участвовать в духовном становлении человека. И очень важно, чтобы они были прочитаны детьми в возрасте 15-17 лет,  в период становления личности, когда прочитанное может повлиять на всю последующую судьбу человека и стать основой его духовного совершенствования. Этим целям служит цикл   мероприятий   для старшеклассников  «Серебряные струны. Культура и искусство Серебряного века».

Литература Серебряного века достаточно подробно изучается в школе. Наша же цель  – расширить рамки школьной программы,   создать наиболее полную картину той эпохи, подчеркнуть ее   значимость для  русской культуры.

Литературно - эстетический цикл «Серебряные струны» состоит из уроков эстетики, посвященных жизни и творчеству З. Гиппиус, М. Кузмина,  А. Блока,  беседы «На сломе времен и традиций» о художественных объединениях «Мир искусства», «Голубая роза»,  «Союз русских художников»,  киноурока «Грезы и реальность русского немого кино».

  В рамках этого же цикла в Зале искусств на протяжении ряда лет  проводились  литературно-музыкальные вечера, посвященные жизни  и творчеству наиболее ярких представителей поэтической когорты Серебряного века:  С. Есенину,  Г. Иванову,  В. Набокову, И. Северянину, В. Ходасевичу, И. Анненскому. В этих программах участвовали артисты театра драмы и преподаватели музыкальных школ города. Ряд литературно-поэтических композиций были созданы  при участии замечательного популяризатора русской литературы В.А. Назарова.

Работа  Зала искусств по пропаганде классической литературы среди молодежи ставит своей целью прежде всего  научить читателя мыслить образами, понимать метафорический язык, почувствовать ассоциативное богатство слова, способность воспринимать условность художественной формы, что все вместе взятое приводит к интенсивному  эстетическому переживанию и интеллектуальной радости. 

 Этой цели подчинена и авторская  программа «Под сенью дружных муз» : Музыка и литература», созданная сотрудником Зала искусств, заведующей Нотно-музыкальным отделом  Граховой О.И.   совместно с учителем средней школы № 20 Лыжовой Т.А. Программа представляет собой цикл факультативных занятий, который  расширяет основной курс по литературе, дополняя литературные образы и впечатления образами музыки, раскрывает взаимосвязь этих видов искусства.  В программе   используются диалоговые формы подачи материала, активно применяются видео и аудиоматериалы. 

 Современный школьник  не мыслит своей жизни без телевизора и компьютера. Зачастую он знакомится с   произведениями русской классики по их экранизациям. К сожалению, телевидение не часто балует нас  такими программами, предпочитая транслировать детективы и триллеры, а кинотеатры и вообще забыли о подобных фильмах.   

В 21 веке невозможно не говорить о роли  в духовно-нравственном воспитании  стредтвами экранных искусств: кино, телевидение, видео.

В отличие от традиционных рукотворных искусств (живопись, музыка, литература) мир экрана имеет особое пространственно-временное измерение, которое позволяет  оказаться в неповторимой сфере звукозрительных образов, способных вызвать в нашем воображении различные чувства, ассоциации, мысли.

Благодаря своей массовой природе, всеобщей доступности, эмоциональной заразительности киноискусство обладает мощным эмоциональным механизмом воздействия на любую личность, особенно на ребенка. Кино может быть растлителем юной души, но может быть и ее спасителем. Главное – опять же в выборе: что смотреть, а что не смотреть, как выбрать то, что поможет сформировать правильные нравственные ориентиры,  отличить зерне от плевел.  С этой мыслью и создавалась совместная эстетически  развивающая  программа Отдела литературы по искусству и Нотно – музыкального отдела «Территория кино», которая предполагает знакомство с жанрами экранного искусства, в творчеством выдающихся режиссеров и актеров.

 Один из  разделов программы  называется «Читаем книгу – смотрим фильм».  Сюда входят занятия  с учащимися  1- 11 классов  с использованием лучших  экранизаций советского, российского и зарубежного кинематографа.

Это продиктовано тем, что современные  школьники зачастую отказываются   программные литературные произведения, но с удовольствием  смотрят их экранизации.                                                 

Экранизация – это обязательно творческий процесс, предполагающий художественное прочтение его первоисточника, раскрытие его образов. Фильмы способны дополнить, обогатить знания школьника, заставить его, не подменяя просмотром фильма чтения и изучения литературного произведения, еще раз продумать его содержание с помощью кино.

       Сопоставление литературного произведения и его экранизации  помогает развитию ученика как активного читателя и зрителя. Говоря об экранизации, объясняя ее смысл, постигая художественную форму фильма, мы раскрываем перед учеником специфику двух искусств – литературы и кино.

 Стараясь восполнить этот пробел, в Зале искусства с недавнего времени формируется видеотека экранизаций произведений русской классики, входящих в программу  по литературе.  В дальнейших планах Зала   – создание   цикла киноуроков для

Воспитание у молодежи духовности и нравственности – дело не только школы. В этом сложном и очень важном процессе  должны активно участвовать все учреждения культуры города.  Хочу привести слова выдающегося художника и педагога Бориса Неменского: «Культуру не изучают, ее нужно взращивать в человеке многими годами. Только соединение школы с культурой даст результат. Иного пути нет. Соединение именно с духовной культурой, с культурой отношения к миру...». 

Проблемами духовно - нравственного воспитания занимается не только Зал искусства,  но и другие отделы библиотеки им. В. Маяковского. В ее фондах - колоссальные информационные ресурсы, с помощью которых можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере  нравственности, духовности, психологии, эстетики,  творчества. Не случайно   выдающийся английский ученый - этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье». 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.