Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Господь обязательно помогает тому, кто трудится

20 декабря 2019 года

14 декабря в волонтерском центре «Радость моя!» состоялась первая встреча в режиме «вопрос-ответ» из цикла «Беседы со священником». На вопросы отвечал иерей Павел Покровский, помощник благочинного Саровского округа по миссионерской работе.

По предложению волонтеров, на первой встрече рассмотрели такие понятия, как: Причастие, Исповедь, пост и повседневные грехи. Отец Павел – молодой батюшка из священнической династии Покровских, которую хорошо знают в Нижегородской епархии. Многое из традиций благочестия и духовного опыта он впитал с детских лет, поэтому его ответы были глубокими, с примерами из жизни.

Беседа началась с подробного рассказа о том, что такое грех, и чем опасны повседневные грехи. Мы привыкли к русскому слову «грех», но многое становится понятнее, когда узнаешь, что с греческого языка это слово переводится как «промах». И если цель человека – быть с Богом, попасть в Царствие Небесное, то греша, мы промахиваемся, не попадаем в цель. Не Бог нас наказывает за грехи, а мы сами удаляемся от Него. Отец Павел пояснил, что хотя грехи бывают как вольные, так и невольные (совершенные против желания или по неведению), отвечать за них придется в любом случае. Неведение не освобождает от ответственности. И нейтралитет в этом деле невозможен, так как ты становишься либо ближе к Богу, либо дальше от Него. А это значит – ближе к Его противнику, диаволу. Если не стараться преодолеть грех, это ведет нас к погибели.

Тема «повседневных» грехов волнует многих, кто уже давно находится в Церкви. Прошел первый период вхождения в церковную жизнь, покаяния в тяжелых грехах. Многое узнали, многое сделали, а повседневные грехи, казалось бы, не такие страшные, не отступают. Что делать?

Батюшка пояснил, что у каждого есть такие грехи. Нельзя успокаиваться. Грехи повседневные могут стать опаснее тяжелых. Мы потеряли бдительность, свыклись с ними, перестали замечать, а они вредят незаметно и могут привести к гибели души. Как же с ними бороться? Специальной единой формулы нет. Но святые отцы учат, что каждый свой прожитый день вечером надо анализировать. Надо вспомнить каждый свой поступок, обдумать его беспристрастно и честно. И надо наметить, как с этим быть дальше. Против каждого греха есть метод борьбы. Но требуется понуждать себя к исправлению и просить помощи у Бога. Нужен личный труд. Если упал, надо подниматься и снова идти вперед. На этом пути нас может утешить и поддержать понимание, что Господь любит нас не только когда мы живем праведно, но и когда грешим. Он любит нас всегда и всегда готов помочь. Если какой-то грех долго не отступает, можно просить Бога вмешаться в нашу жизнь и показать нам, что же делать. И надо быть готовым к ответу. Невозможное человеку, возможно Богу. Только с Богом мы можем побороть грех.

В борьбе с грехом не стоит ставить сразу очень большие задачи. Отец Павел привел в качестве простого примера спортсмена, которому постепенно наращивают нагрузки. Если новичку сразу поставить задачу уровня олимпийского чемпиона, он не сможет достигнуть результата и повредит себе.

Один из очень распространенных грехов – чревоугодие. Это не просто грех, а одна из восьми страстей. Если не бороться, она может привести человека к духовной гибели. Батюшка сказал, что метод борьбы с чревоугодием – воздержание. Воздержание разумное. Он привел в пример слова Иоанна Златоуста о том, что постник — не тот, кто мало ест, а тот, кто ест немного меньше, чем ему требуется. Главное – не переедать и есть просто, без изысков. Особенно в посты.

Цель любого поста – возрастание духовное, и воздержание в пище необходимо для этого. Пост человека должен быть соразмерен его возможностям и условиям жизни.

Современная жизнь часто подсовывает нам постные «заменители» скоромных продуктов. Постная пицца, постная колбаса и т. д. Стоит ли ими пользоваться? Есть опасность в том, что, вкушая продукты постные по составу, человек не получает от поста духовной пользы. Тогда как главное – не в ограничении пищи, а в духовном изменении.

Отец Павел рассказал также о Таинстве Исповеди, в котором человек примиряется с Богом. Если человек регулярно исповедуется, его душа находится в более чистом состоянии. А ведь мы не знаем, когда Господь призовет к себе…

Исповедоваться надо кратко и четко, без подробностей и имен. Если священнику что-то непонятно, он спросит. Если грех не опишешь одним словом, можно рассказать ситуацию, но очень важно в этот момент не увлечься и не начать оправдывать себя. К Таинству Исповеди стоит прибегать почаще. И оно наиболее действенно, когда приложены усилия к преодолению какого-либо греха.

Очень важно приучить себя читать святоотеческие писания. Они передают нам реальный опыт по преодолению греха. Но не просто читать святых отцов, отметил отец Павел, а пытаться что-то сделать, поступать по их словам. Господь обязательно помогает тому, кто трудится.

В завершение отец Павел ответил на вопросы о Таинстве Евхаристии (или Причастия). Евхаристия в переводе с греческого означает «благодарение». Мы благодарим Бога за то, что Он нам дает принять Свои Тело и Кровь. Как же часто надо причащаться, как готовиться?

С одной стороны, к Причастию нельзя относиться как к чему-то повседневному, но и причащаться всего один раз в год нельзя. Этого недостаточно для христианина. Какова же должна быть подготовка, сколько читать молитв? Об этом часто спрашивают. Можно скорректировать внешнюю подготовку (число молитв, поклонов, меру поста), но нельзя скорректировать подготовку внутреннюю. К Причастию надо относиться очень трепетно. Каждый человек должен сделать все от него возможное, чтобы подготовиться наилучшим образом. Нужно помнить слова апостола Павла «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29-30). Толковая Библия нам поясняет, что «недостойно» – это значит без всякого благодарного воспоминания о Страданиях Христовых, без подобающего благоговения», т. е. речь идет об отношении к Таинству, а не о внешних ограничениях. При тяжелых скорбях и болезнях человек может чувствовать потребность в Причастии. Таким людям нужно особое утешение.

Вопросы и ответы

– Как причащаться человеку с алкогольной зависимостью? Ведь даже от небольшой доли вина он может сорваться, начнется запой?»

– Мы причащаемся не хлеба и вина, а Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Если человек относится к Причастию, как хлебу и вину, то с ним так и будет. Но относиться так – это кощунство.

– На Пасху можно причащаться всем? На Светлой седмице можно причащаться без поста?

– Я отвечу из опыта моей семьи. Мы придерживаемся понимания, что если человек не готовился, если весь пост не постился, не исповедовался, то причащаться на Пасху нельзя (опять напоминаю слова апостола Павла!). Некоторые пытаются, не сделав ничего Великим постом, причаститься на Пасху, рассчитывая на снисхождение в этот великий праздник. Так нельзя. Великим постом можно причащаться часто, даже каждую неделю. А на Светлой седмице лучше сделать перерыв. Ведь после окончания поста мы много едим скоромной пищи.

Люди, которые требуют разрешения причащаться без поста на Светлой седмице (или очень часто в течение года) и не получают такого разрешения, как правило, очень обижаются и начинают спорить со священником. Такое поведение показывает, что в душе у них непорядок. Некоторые ссылаются на древнюю Церковь, в которой христиане причащались на каждой литургии. Говорят еще, что в древней Церкви была традиция, когда Причастие даже давали христианам с собой домой, чтобы они могли потом каждый день причащаться.

Надо понимать, что это было одной из традиций, не повсеместной. А в других местах причащали диаконы и диакониссы. И Литургия в первые века христианства совершалась далеко не каждый день просто потому, что в то время ее мог совершать только епископ, а ему требовалось время, чтобы посетить все вверенные ему приходы. Мы можем только предполагать, как жили первые христиане. Но что бесспорно, они каждый день готовы были умереть за Христа. А мы готовы? Церковь была в процессе становления, вырабатывались правила, приходил духовный опыт, постепенно складывалась традиция, дошедшая до наших дней в том виде, в котором мы ее знаем. Мы имеем сейчас иную реальность, чем в древности.

– А можно написать свои грехи на случай внезапной смерти?

– Для того чтобы смерть не застала врасплох, надо просто чаще исповедоваться.

– О чем свидетельствует тот факт, что одни и те же грехи повторяются?

– Отчасти это говорит о том, что человек не очень тщательно работает над собой. Если человек трудится, Бог увидит и обязательно поможет. Иногда это очень сложно. Но возможно. Надо себя понуждать.

– Нужно внимание к себе?

– Да. Грех надо отсекать на уровне мысли. Не принимать .Мысль – еще не грех. Но если приняли ее и начали продвигать, это уже грех. Если помысел ушел в физическое проявление через грех, тем более надо каяться. Если мысль отсекли, то целая цепочка грехов ушла. Святые отцы творили Иисусову молитву. Они ее всегда читали, во всех делах и занятиях. А у нас голова – свободна от молитвы, поэтому приходят греховные мысли. Человек может мыслить либо о духовном, либо не о духовном. Если мы неопытны в непрерывной молитве, то хотя бы начинайте молиться, когда видите, что вокруг происходит что-то плохое, чтобы в это не впасть. Попробуйте носить с собой Евангелие и каждую свободную минуту старайтесь читать 2-3 стиха, пробуйте их осмыслить. Будет большая польза. В Евангелии есть ответы на все жизненные вопросы. Чтобы понимать их, надо духовно совершенствоваться. А в помощь нам – толкования Святых отцов на Евангелие, сделанные ими по наитию Святого Духа. Кто читает Евангелие, тому Бог дает разум, верное понимание жизни.

– Что делать с обидами? Правильно ли говорят, что можно простить, но нельзя забыть?

– Если обида не забывается, значит вы не простили. Примирение было неискренним. Когда искренне простишь, то все забывается полностью. А если червоточинка осталась, значит это было «недопрощение». Господь – вот нам главный пример прощения. Как мы можем не прощать, если мы просим у Бога прощения? И надо подумать, как возникла обида. Нужен честный и беспристрастный самоанализ на протяжении всей жизни.

– Начинаю поститься, как положено, но к концу поста или даже в середине приходит ощущение полного физического истощения, и вслед за ним идет раздражение. Можно ли ослабить пост?

– Диаволу противны наши посты, потому что они ведут к духовному совершенствованию. Для нас это большая польза, а для диавола — раздражение. Поэтому надо подумать, а не от диавола ли это? Ведь он очень хочет, чтобы мы прекратили пост. Но если истощение происходит по болезни, есть очевидная причина, это иное. На практике не бывает все идеально. Мы падаем и снова поднимаемся, вся жизнь христианская такая.

– Как относиться к верующим, которые везде видят происки диавола, отказываются от паспортов, боятся штрихкодов, фото- и видеосъемки?

– Это проявления фанатизма. Господь все нам откроет Сам, но только при условии, что мы будем жить праведной жизнью. Поэтому главная задача христианина – заботиться о своей душе. Как можно бояться, что тебя осквернит штрих-код, но при этом не боятся оскорбить ближнего, не бояться пустословия или даже сквернословия? А если мы все труды положим во имя Господа и ближнего, тогда Господь все управит, подскажет, от всех напастей убережет. Надо ко всему относиться разумно, для этого нам Господь дал голову. Мы должны всегда думать, полезно нам что-то или не полезно, хорошо мы поступаем или нет, обидит это нашего ближнего или нет. Это главное.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.