Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

С.Крюков: «Наша задача – повседневное миссионерство»

23 сентября 2011 года

18 сентября начались занятия на трёхгодичных православных катехизаторских курсах для взрослых. Там читают лекции приходские священники и преподаватели-миряне, имеющие высшее богословское образование. Примерно две трети учащихся посещают эти занятия в качестве вольнослушателей, без сдачи экзаменов. Те же, кто  поставил целью получение твердых знаний, выполняют контрольные работы и сдают экзамены. В этом случае им по окончании курсов выдается удостоверение миссионера,  преподавателя основ православия.

Мы побеседовали с  ответственным за работу православных курсов. Это  – Сергей Крюков, штатный катехизатор прихода храма Всех Святых, выпускник Свято-Тихоновского богословского института.

Что дает выпускникам православных курсов документ об их окончании? Возможность трудоустройства?

– Трудоустроиться можно, скорей всего, в какой-то православный приход или воскресную школу. Получают диплом немногие, но меня радует, что это, в основном, молодежь до 30 лет, из которой получаются очень активные прихожане. Среди таких выпускников могу назвать Родиона Горбушкина, Оксану Барышникову, Алексея Голубева, Ольгу Медведеву. Но поймите, что не трудоустройство самое главное.

По моим ощущениям, в наше время человеку без православного образования невозможно оставаться по-настоящему православным. Так можно было жить лет 100-150 тому назад, когда уклад жизни был совершенно иным. Сейчас в России широко представлены разные религиозные направления: западные и восточные, всевозможные мистические, оккультные сект, а также псевдорелигиозные организации, которые пытаются привлечь к себе человека, занимающегося духовными поисками.

– А если человек благополучно завершил духовные поиски и ходит в православную Церковь?  

Тогда он почти наверняка столкнется с нападками окружающих на веру и Церковь, на которые ему надо будет как-то реагировать. Я поменял три места работы и могу засвидетельствовать, что в любом коллективе есть люди, которые относятся к Церкви крайне отрицательно и всячески это демонстрируют.

Мне кажется, что в последнее время в общество гораздо более активно, чем раньше вбрасываются все новые мифы о православии. И особенно участились нападки на Библию. Люди выдвигают различные, самые фантастические версии, например, что нынешний текст Библии - искажен и сильно отличается от первоначального, «истинного» текста. Многие этому мнению легко верят, считая, что оно доказано и общеизвестно, хотя это опровергается очень легко. Некоторые утверждают, что Библия - это легенда. Однако любая легенда формируется не ранее чем через 300-400 лет после исторического события, лежащего в ее основе (Например легенда о Родин Гуде ). Это подтверждают все существующие легенды. А ведь Евангелия и другие книги новозаветного канона были написаны в пределах 30-60 лет после известных событий и в то время ещё жили люди лично видевшие Христа и слышавшие проповедь Апостолов. То, что Иисус Христос и другие персонажи Нового Завета – реальные личности, доказано исторической наукой, и опирается на многочисленные свидетельства, в том числе - нехристианские. Мы все это подробно разбираем на курсах. Нападки на достоверность Библии – безосновательны, но поскольку люди (даже воцерковленные) этого не знают, это их может смутить и даже отторгнуть от Церкви. И такие случаи я сам лично наблюдал…

А бывает, что не один сотрудник, а несколько, целый рабочий коллектив, начинают методично «клевать» человека, когда узнают, что он – православный. В такой ситуации документ об окончании катехизаторских курсов придаст  вес его проповеди, свидетельствуя о том, что он говорит не просто от себя. Если же человек не обладает хотя бы минимальными знаниями в этой области, то беззащитен и безоружен, не умея отразить нападки на Церковь. Это может очень негативно отразиться и на его духовной жизни.

Но ведь не у всех людей  есть дар к проповеди. 

Поймите, я не призываю наших «курсантов» проповедовать на стадионах. К этому призваны немногие. Наша задача – повседневное миссионерство: дома, на работе, среди родственников и знакомых. В меру своих сил мы должны грамотно свидетельствовать о Христе и о Церкви. Как говорит всем известный миссионер о.Андрей Кураев, задача православного миссионера – разрушать мифы о православии. По моим наблюдениям, многие люди довольствуются мифами о православии, настолько их представления далеки от действительности. Другая крайность – мифы о православии внутри самой Церкви, обрядоверие.

– Какие изменения претерпели катехизаторские курсы за годы своего существования?

– Сначала на курсах было много теоретического богословского материала, от которого впоследствии отказались, ведь православное богословие, наверное, самое сложное в мире. Оставили самое необходимое, без чего нельзя обойтись. Много внимания уделяется ответам на вопросы. Наши занятия обычно продолжаются полтора часа, с 18 до 19.30, но слушатели курсов часто задерживаются позднее, чтобы задать вопросы священнику или преподавателю. Они чаще всего – практические, из жизни, либо – нападки на православие, либо – каверзные вопросы, которые им предлагают сектанты или неверующие люди. Так что, помимо образовательной функции, православные курсы предоставляют любому человеку (не только прихожанину, но и случайно зашедшему, «с улицы») возможность пообщаться со священником, который ответит на его вопросы. В храме такой возможности может не быть, поскольку священник обычно торопится на службу или на требы.

В этом году мы несколько изменим последовательность изучения предметов. Если раньше занятия начинались с предмета «Таинства Церкви», поскольку это наиболее интересно для слушателей курсов, то теперь сразу приступим к изучению Библии: Ветхого и, затем, Нового Завета. Библия – это первоисточник, не зная его, сложно понять все остальное.

Также в этом учебном году мы планируем усилить апологетическую составляющую курсов, научить наших слушателей отвечать на различные нападки на православное вероучение. Апологетика включена во все предметы, это – соль (прим. – Апологетика — дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Название ее происходит от греческого слова apologia, которое означает «защищать, обосновывать». Гайслер, Норман. Энциклопедия христианской апологетики). Для этого привлекается самый разнообразный материал, сведения из истории древнего мира, библейской археологии, новые исторические открытия и естественнонаучные данные.

– Знания, полученные на курсах, помогают в деле православного воспитания детей?

– Конечно. Если родители посещали курсы, они смогут дома заниматься с детьми. Я считаю, что воспитание детей происходит в семье. Воскресная школа – только подспорье. Одно дело – когда ребенка привели в школу на 2-3 часа, там с ним поговорили, и снова на неделю можно об этом забыть. Но совсем другое дело – когда ребенок видит, что сами родители серьезно относятся к изучению Библии и православного вероучения, стараются жить по-христиански. Тогда у детей будет совсем другое отношение к этому.

– Некоторые люди ходят на курсы, пишут контрольные, сдают экзамены, но так и не воцерковляются.

– Мы не знаем, как дальше сложится жизнь этих людей. Возможно в будущем, какой-то внешний толчок в мгновение ока может все изменить. Наше дело сеять, а Господь взрастит посеянное.

Сейчас очень важно уметь свидетельствовать о Христе, о православных ценностях. Ведь наша церковь, по-прежнему, – апостольская, этого никто не отменял. Апостольская не только в том смысле, что она основана Христом и Его апостолами, она – миссионерская по своей сути. Поэтому жизнь и поведение православного человека должны быть миссионерскими.

М.Курякина, фото автора.

Для тех, кто захочет посещать православные курсы, напоминаем, что они расположены по ул. Мира, 17 («Церковная лавка»). Занятия по воскресеньям в 18 часов. Обучение бесплатное.

Цитата. С.Крюков: «Давайте представим, что во время Божественной литургии в храм ради интереса вошел посторонний человек и наблюдает за происходящим. Вот он слышит возглас «Оглашенные, главы ваши Господу приклоните». И в этот момент две трети прихожан склоняют свои головы. Следующий возглас священника или диакона: «Оглашенные, изыдите», но почему-то никто из храма не выходит. Человек с улицы будет в растерянности, думая: «Что же из себя представляют православные, и где логика в их поведении?» Я на курсах всегда говорю людям: «После того, как вы прослушали курс катехизиса, вас никак нельзя назвать оглашенными – не преклоняйте головы». (прим. – Оглашенный. 1. Церк. Тот, кто проходит подготовку к обряду крещения. 2. Разг.-сниж. Ведущий себя бессмысленно, бестолково, шумно, неистово. Большой толковый словарь русского языка.)

Справка

История. Православные катехизаторские курсы для взрослых появились в конце 1992 года, практически сразу после того как первый священник о.Владимир Алясов начал служить в храме Всех Святых. По его благословению Алексей Федоров стал проводить эти занятия. В то время они играли огромную роль в деле объединения прихода, множество людей познакомилось именно там. Занятия проводились прямо в храме, где для этого устанавливались лавки. Затем курсы переместились в одноэтажное деревянное здание по пр. Мира, 50. С 1996 по 1999 год в МИФИ-4 по субботам работал православный лекторий, который пользовался популярностью среди горожан. Занятия проводили Александр Брюховец и Алексей Федоров, которые тогда учились в Свято-Тихоновском Богословском институте (Москва). В конце 1999 года они завершили свое богословское образование, получив дипломы об окончании СТБИ, и в январе 2000 года организовали при приходе храма Всех Святых двухгодичные богословские курсы (в таком виде, в каком они существуют сейчас).

В настоящее время. О. Александр Брюховец преподает «Таинства церкви», о.Сергий Скузоваткин является куратором курсов, он – кандидат богословия, выпускник МДАиС, преподает «Священное Писание Нового Завета». Этот же предмет преподает Игорь Михайлович Куцык, выпускник кафедры теологии СарФТИ. Валерия Викторовна Королева, преподаватель СарФТИ, читает лекции по предметам «История христианской церкви» и «История Русской православной церкви». Сергей Анатольевич Крюков преподает «Священное Писание Ветхого Завета» и «Православный катихизис», а Алексей Викторович Федоров – «Сектоведение».

 


 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина. Опубликовано в газете "Православный Саров" № 11 от 23 сентября 2011 г.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.