Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Доклады

Доклад Головкиной Галины Александровны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20».

Возраст от 4 до 7 лет  психологи называют возрастом  «моральных реалистов», в этом возрасте  общепринятые нормы поведения  принимаются детьми чистым сердцем, без сомнения в  их необходимости.

В старшем дошкольном возрасте программным требованием  является и   формирование  чувства гордости своей  Родиной и ее достижениями.

Наш  родной  город  Саров  предоставляет прекрасные возможности  для решения этой непростой задачи. Почему? Город  находится в центре России, на территории одного из крупнейших в Европе  зеленых лесных массивов, на Нижегородской Земле, славной золотыми  руками  народных  умельцев, героическими защитниками русской Земли, современной промышленностью.

В младшем и среднем  дошкольном  возрасте  задачи  нравственного воспитания решались  через  различные формы работы: наблюдения, беседы, праздники, досуги, развлечения, детскую продуктивную деятельность. 

Направлениями в этой работе  с детьми стали:

-Создание условий в детском саду;

-Непосредственно-образовательная деятельность;

-Самостоятельная деятельность;

-Сотрудничество с семьями воспитанников.

В детском саду работают мобильные, сменяемые выставки  в  реакриациях  - Нижегородская область, моя Родина-Россия,  собран большой справочный, иллюстративный, демонстрационный  материал о Нижегородском крае и городе, подобран видео и музыкальный материал,  5 педагогов нашего детского сада прошли  курсы по  духовно-нравственному  воспитанию  при САРФТИ. Семинары-практикумы, проводимые в детском саду , позволили освоить педагогам некоторые народные промыслы России и  Нижегородского края. Изготовленные  педагогами  работы можно увидеть  сегодня  на выставке. Мы отобрали содержание доступного пониманию детей исторического материала, оформили его в виде конспектов НОД, досугов, праздников, конспектов бесед,  кроссвордов, загадок для детей.  Условием успешной  работы являлось и согласие родителей. Мы понимали, что при знакомстве с историей города  мы столкнемся со стихийными  представлениями  детей о православной  жизни, о вере, вопросами детей, на которые мы должны отвечать правдиво  и  грамотно. Анкетирование родителей группы показало, что все родители принимают, одобряют, кто-то даже приветствует это направление  педагогической деятельности.

Темами непосредственно образовательной деятельности детей в группе  стали: Старое Городище, Сатисско-Саровская Пустынь, Серафим Саровский, Их именами названы улицы, Памятники природы  Сарова, Город в годы Великой Отечественной войны, Ими гордимся (о  современных тружениках города).

Беседа с детьми о городе (Страница № 1 из истории города) началась вопросом к детям: - Что мы чувствуем, когда произносим  слова: родители, родные, родина, природа, родник? Что в них общего? Почему эти слова кажутся нам теплыми, добрыми, ласковыми, надежными, словами защитниками. Рассуждая о нашем  родимом месте, его  особенностях, мы говорим , что у нашего Сарова совершенно необыкновенная, чудесная история, узнать которую мы сможем , если очень захотим. 1 я страница книги « История Сарова» создается прямо на занятии- созданием макета- густые смешанные леса,  2 чистые речки, много зверей, приход первых людей  , строительство  4 городков, окруженных валами и рвами. На данном занятии педагог обращает внимание детей  на взаимоотношения древних людей и природы - человек брал у природы  ее богатства по закону просьбы , относился  к ней очень бережно и любовно – и рыба сама прыгала в сети ( мордовские сказания). В каждом материале из истории  города  важно найти те  ключевые  слова,  факты, демонстрационный материал, который  затронет чувства детей, вызовет познавательный интерес. Заочная экскурсия ( по фотографиям) по монастырю помогла увидеть детям сколько труда, старания, умения, смекалки необходимо  было приложить  первым строителям, чтобы без техники, машин построить такие величественные, красивые Храмы. Музыкальное сопровождение в записи ( хоры, колокольные звоны) обогащают такие занятия.

Наш детский сад  находится в шаговой доступности  от замечательных мест– Заливного луга,  ближней и Дальней Пустынки,  монастырского комплекса, Вечного огня и стелы памяти, библиотеки им. В Маяковского,   Городской Художественной  Галереи.

В творческой продуктивной деятельности дети свои впечатления отобразили в работах:  коллаж «Серафим Саровский в природном Храме», « Колокольня-символ нашего города», « Наши мечты» и других.

Но наиболее яркие впечатления дети получают на экскурсиях. Маршрутный экскурсионный  лист наших детей достаточно обширен.

Детский маршрут: детский сад,  Храм Серафима Саровского, колокольня, Храм Всех Святых, Храм Иоанна Предтечи, стелла Победы,  Художественная галерея, детский сад.

Итоги детской и семейной  экскурсий были  представлены в фотовыставке   « Наши первые шаги в историю Сарова».

Отдельными маршрутами стали экскурсии, связанные с  памятью Серафима Саровского и являющиеся также памятниками природы- в Ближнюю и Дальнюю Пустынку. Содержание материала экскурсий, особенность впечатлений, связанная с  прикосновением к духовно-нравственным святыням нашего народа , оставят , как нам кажется, в душах детей неизгладимые впечатления.

Семейный маршрут: район детского сада, проспект Мира, подземный храм, Висячий мост,  Заливной луг(монастырские огороды), площадь Ленина.

Работа по ознакомлению  детей с историей города с самого начала проходила в тесном сотрудничестве с семьями наших  воспитанников.

 Одним  из ярких направлений здесь считаем  изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных  людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Изучение своей родословной помогло детям начать осмысление того,  что семья - хранительница родовых корней и корни каждого - в истории и традициях семьи.

В работу по изучению своего генеалогического древа включились многие семьи.  Родители вместе с детьми выясняли своё происхождение, слушали воспоминания бабушек, дедушек и с удовольствием рассказывали их  в группе.

Результативной оказалась  и  детско-взрослая конференция «Саров – мой любимый город».

Конференцию предварила большая работа.

            На конференции прозвучали следующие выступления. «Старое Городище», «Саровские колокола », « Герб нашего города»,  «Колокольня - символ  нашего города», « Мои любимые места в нашем городе».

Детский сад  работает и по программе « Юный эколог» , которая предполагает серьезное , деятельное  изучение природы родного края и  участие в сохранении ее.  В работе  нам помогают хорошие творческие контакты с библиотекой им. В. Маяковского, Художественной Галереей, которые дети посещают ежемесячно, контакты с воинским частями , ГИБДД, с городским профилакторием,  музыкальной  и художественной школами.

Подведем некоторые итоги нашей работы :

Что впереди? Впереди интересные  дальнейшие открытия родного края через экскурсии  и походы, важные дела, связанные с празднованием нашей Родиной великого дня_- Дня победы, выступление с концертом перед ветеранами Великой Отечественной войны  в городском профилактории, посадка деревьев и кустарников в день Земли. 

Скоро для наших  детей прозвучит первый школьный звонок. Мы надеемся, что  педагоги  школ   в своей работе с детьми найдут возможность  поддержать то светлое и высокое , что стало   формироваться  в  душах детей при ознакомлении  их с  историей своей родины  и нравственно-патриотическом  воспитании  в детском саду.